Перед снятием машины с учета в МРЭО теперь не интересуются, находится ли она под финансовым обременением. Эксперты опасаются, что с введением такой системы появится огромное количество автовладельцев, которые не будут даже подозревать о том, что должны банку. О введении новых правил снятия автомобилей с учета «Фонтанке» сообщили источники в одном из городских МРЭО.
Залоговые автомобили продать теперь проще простого. Руководство ГИБДД постановило, что МРЭО перед снятием с учета не имеют права запрашивать сведения о том, находится ли машина под финансовым обременением. Эксперты опасаются, что с введением такой системы на вторичном рынке появится огромное количество автовладельцев, которые не будут даже подозревать о том, что должны банку.
О введении новых правил снятия автомобилей с учета «Фонтанке» сообщили источники в одном из городских МРЭО. Еще две недели назад невозможно было провернуть операцию, которую теперь сотрудники межрайонных регистрационных отделов обязаны осуществлять по первому требованию автолюбителей. Ранее, после того как в МРЭО попадала машина и паспорт транспортного средства (ПТС), сотрудники проверяли, не находится ли она под залогом в банке. И если выяснялось, что на нее оформлен кредит, клиенту отказывали в снятии с учета для последующей продажи.
Теперь же МРЭО не имеет права запрашивать эти данные об автомобиле. Получается, что вопрос о том, под залогом ли авто, остается на совести автовладельца. И банки не застраховали себя от случаев возможного мошенничества: кредитные учреждения обязаны выдавать ПТС автовладельцам по их просьбе на 2-3 дня (как правило, ПТС заложенных машин хранятся в банках). А этого времени с лихвой может хватить на снятие с учета и оформление сделки купли-продажи.
Как прокомментировали нововведения «Фонтанке» в одном из крупных банков, действительно, теперь ответственность ложится полностью на владельца автомобиля. Банк не может потребовать клиента уведомлять его о желании снять с учета и продать автомобиль. «Автовладелец сам должен ставить банк в известность, но далеко не все делают это, - рассказали в банке. - Нечестные люди получают ПТС и снимают машину с учета. В таком случае банк ищет и мошенника, и нового владельца авто. Подает в суд, а уже представители Фемиды решают, кто должен оплатить кредит».
Если раньше такие мошенничества все-таки были единичны, то теперь, особенно в свете кризиса, их число может возрасти. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты считают, что вторичный рынок автомобилей в связи с введением новых правил снятия с учета захлестнет волна проданных без ведома банков залоговых машин.
«При таком упрощении, конечно, процент мошенничества возрастет, - считает глава автоклуба А24 Денис Шубин. - Под удар могут попасть добросовестные покупатели. Трудность заключается в том, что приобретателю практически невозможно определить, заложен ли автомобиль, ведь в отличие от недвижимости (где существует Единый государственный реестр) регистрировать залоговые сделки с машинами закон не обязывает. Обойти все банки, в которых могла быть прокредитована покупка автомобиля, невозможно».
Закон защищает держателя залога – банк. И пострадавшей стороной становится последний владелец автомобиля. Ведь машина остается в залоге у банка даже при смене обладателя. Если же получатель кредита нарушил условия договора, то банк имеет право потребовать продажи автомобиля, несмотря на то, что он уже принадлежит третьему лицу. Банк свои расходы возместит, а вот покупателю придется искать своего обидчика и взыскивать убытки с него, но это, как правило, очень трудно.
Юристы могут лишь предостеречь покупателей авто на вторичном рынке. Во-первых, должен насторожить покупателя предъявляемый продавцом дубликат ПТС вместо оригинала. Во-вторых, нельзя на слово доверять продавцам, которые владели машиной слишком короткий срок (одну-две недели) – многие мошенники покупают авто в кредит и сразу же, даже не отдавая ПТС в банк, продают ее. В-третьих, нужно попросить сотрудников ГИБДД проверить ПТС на подлинность. А также не доверять продавцам, предлагающим машины с огромными скидками. Возможно, дисконт – это не примета кризиса, а расчет афериста.
Справка:
Объемы автокредитования в России до кризиса были вполне весомыми. Так, по данным за 2008 год только десятка крупнейших банков прокредитовала более 750 тысяч сделок по покупке автомобилей частными лицами. Сейчас именно эти банки столкнулись с серьезной проблемой неплатежей - зафиксирован их рост по автокредитам до 20-25%.
Мария Могилевская,
«Фонтанка.ру»