Четыре картины из десяти, украденных более года назад у знаменитого петербургского галериста Георгия Михайлова, найдены. По данным «Фонтанки», полотна обнаружены в рамках расследования громкого уголовного дела в отношении зама президента международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Алексея Тарушкина, которого связывают с убийствами пожилых людей с целью завладения их жилплощадью.
Часть картин, украденных более года назад у знаменитого петербургского галериста Георгия Михайлова, найдена. Из 10 похищенных полотен весьма значимых представителей советского андерграунда Юрия Жарких и Евгения Рухина правоохранительным органам, по данным «Фонтанки», удалось обнаружить четыре. Необычны обстоятельства обнаружения. Картины найдены в рамках расследования громкого уголовного дела в отношении зама президента международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Алексея Тарушкина, которого связывают с убийствами пожилых людей с целью завладения их жилплощадью. Именно у него и у его родственников обнаружены четыре картины галериста.
Более того, по данным «Фонтанки», у следствия есть информация, что злоумышленники во время всё той же кражи похитили и документы Михайлова. Его квартиру на Гороховой улице уже начали оформлять на новых «владельцев», а самого коллекционера собирались ликвидировать. Неизвестные лица вломились в квартиру Георгия Михайлова на Гороховой, 64 в январе 2008 года. Это стало своеобразным финалом злоключений Михайлова, галерею которого городские власти выселили с Литейного проспекта, несмотря на обращения галериста к губернатору Петербурга.
Пропажу в январе прошлого года обнаружили сотрудники галереи. Сам Михайлов в это время находился за рубежом. По словам исполняющей обязанности директора экспозиции Ларисы Кобеко, после закрытия помещения на Литейном, 53 часть картин перевезли на Мойку, где коллекционер открыл «галерею Михайлова - Исачева», другую - в квартиру на Гороховой, 64, где Михайлов планировал создать вторую экспозицию. Именно на эти картины и был совершен налет. Среди украденных полотен четыре картины Евгения Рухина: «Богоматерь» (1974 год) и композиции «Один», «Два» и «Три» (1974 — 1976 годы). Кроме того, пропали полотна Юрия Жарких «Рынок» (1974 год), Анатолия Зверева «Женский портрет» (1977 год), Игоря Майрова «Странник» (1988 год) и Владимира Овчинникова «Отпевание (1976 год). Ориентируясь на цены, предлагаемые на аукционе «Сотбис», галерист оценил их стоимость в полтора миллиона долларов.
Как рассказал 14 апреля корреспонденту «Фонтанки» сам Михайлов, воры взяли именно те картины, которые заинтересовали «Сотбис». Не факт, что все они были бы выставлены на продажу, но аукционисты выражали готовность заняться их реализацией.
Обнаружили часть украденных полотен более года спустя. Как сообщили «Фонтанке» источники в правоохранительных органах, в ходе расследования по факту пропажи пенсионерки Любови Крыковой в феврале 2009 у адвоката Тарушкина был проведен обыск, и этот обыск дал неожиданные результаты — три из десяти пропавших у Михайлова картин. Четвертую картину месяц спустя нашли за настенным ковром в квартире некого Николая Кульвагова, который заявил сотрудникам милиции, что его племянник Алексей Тарушкин попросил хранить её некоторое время. По данным наших источников, известен и вероятный исполнитель кражи — некий Магомет Цицкаев, также арестованный в ходе расследования дела Крюковой. Но заказчиком следствие считает именно Алексея Тарушкина, которому в скором времени планируют предъявить обвинение.
Георгий Михайлов объяснил «Фонтанке», что Алексей Тарушкин не случайно заинтересовался картинами. Он был хорошо знаком с имуществом галериста, так как защищал его «Фонд современного русского искусства» во время постоянных судебных разбирательств с властями, в том числе и при выселении галереи Михайлова с Литейного проспекта.
«Тарушкина мне посоветовал Игорь Михайлович Кучеренко (прим.авт. - вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», бывший депутат РФ и Ленсовета). Он сказал — вот, хороший адвокат, который не боится КГБ. Однако я сразу же был удивлен методами работы Тарушкина. Он сразу же заявил, что без взяток никакие вопросы решить нереально. Обещал, что если я дам ему 15 тысяч долларов, то практически сразу же получу арестованные судебными приставами картины и имущество. Но я так работать не хотел», - рассказал «Фонтанке» Михайлов.
Сейчас галерист уверен, что кража на Гороховой улице - лишь очередной этап в его многолетнем противостоянии с КГБ. А сам Тарушкин на самом деле полковник ФСБ, внедренный для того, чтобы спровоцировать его на противоправные действия. Однако провокация не удалась, и после этого была использована другая схема.
«Кем считает Михайлов Тарушкина — его личное дело. Но никакого отношения к правоохранительным органам обвиняемый не имеет. Хотя во время работы с ним мы устали от того, что он произносит аббревиатуру "ФСБ" буквально через слово. Это типичный на сегодня способ психологического воздействия на доверчивых потерпевших. Одним словом — мошенничество», - прокомментировал это один из руководителей центра «Э» ГУ МВД по СЗФО Сергей Беляков.
Признаемся, когда Георгий Михайлов заявлял нам, что за ним ведется слежка, у журналистов «Фонтанки» эти его слова вызывали сомнения. Однако материалы следствия заставляют нас принести Георгию Николаевичу извинения — похоже, что за ним действительно следили. Более того, в ходе кражи из его квартиры был похищен паспорт. В этот документ уже была вклеена фотография другого человека. По поддельному паспорту нотариус, работающий с криминальной группировкой, выписал доверенность на продажу, в ГБР получены документы, и квартира на Гороховой вовсю готовилась к реализации. Заметим, что это довольно лакомый кусок. Гороховая 64 — знаменитый «дом Гришки Распутина». Михайловская квартира достаточно велика, около 200 кв.м. — недаром он собирался открывать там галерею.
«Если бы их не арестовали, то мы с вами уже не смогли бы разговаривать. Меня просто не было бы в живых. Они понимали, что если я вернусь из Германии и обнаружу, что моя квартира продана, то подниму такой ор... Причем ор этот будет слышен не только в России», - сказал «Фонтанке» Михайлов. По его словам, у следствия есть запись разговора злоумышленников, планировавших через свои медицинские связи «отправить его в Кащенко, где он через два дня "повесится"».
По нашим данным, следствие действительно располагает информацией, что люди, покусившиеся на квартиру и картины Георгия Михайлова, планировали и его убийство. Это должно было случиться сразу после его возвращения из Германии, но, к счастью, реализовать план они не успели.
Справка:
История известной галереи началась в далеких 70-х. Георгий Михайлов, человек, никак не связанный с искусством, талантливый физик и преподаватель, познакомился с не признанными советской властью художниками и стал устраивать их выставки в своей двухкомнатной квартире. Некоторые живописцы, такие, как Александр Исачев, прямо в этой квартире и писали картины. А в 1979 году Михайлов получил 4 года «за спекуляцию». Их он провел от звонка до звонка на Колыме, но мировое сообщество было шокировано даже не этим, а решением советского суда об уничтожении «улик» - 363 картин. 31 из них даже успели уничтожить, прежде чем под влиянием общественности это решение было «смягчено». После отсидки на воле Михайлов провел всего 2 года. В 1985 он снова получил срок, на этот раз шесть лет, но в лагерь отправиться не успел. После того как за будущего галериста Михаила Горбачева попросил лично президент Франции Миттеран, его отпустили и дали возможность (вместе с несколькими сотнями картин) выехать из СССР.
С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес.
В 1989 году Михайлов был реабилитирован решением Верховного суда. 24 августа 1989 года созданный им в Мюнхене «Фонд свободного русского современного искусства» официально зарегистрирован в Ленинграде, а в 1991 году Анатолий Собчак предоставил для этого фонда помещение на Литейном, 53. С тех пор там систематически проходят выставки петербургских художников. Но спокойной жизни в Петербурге не получилось и после падения СССР. В конце 90-х произошла очень темная история с «вооруженным захватом» помещения и вывозом части картин, с которой разбирался Сергей Степашин (в то время он руководил МВД). Затем начались бесконечные войны с городскими комитетами. В 2008 году его галерея была выселена из помещения на Литейном, 53.
Алексей Владимирский,
«Фонтанка.ру»