25 апреля на сцене ДК Ленсовета отметит 25-летний юбилей группа «Телевизор», у руля которой всегда был и есть Михаил Борзыкин. Его называли «бунтарь, скандалист, Маяковский от рока», а «Телевизор» в 80-е годы считали «тестом для гласности». И сейчас Борзыкин верен себе, в новом альбоме «Дежавю» находит много тревожных параллелей между двумя, казалось бы, столь разными эпохами…
- Михаил, помните, Пастернак когда-то сказал, что быть знаменитым некрасиво… А мог бы, наверное, и про юбилеи что-то подобное сказать… «Телевизор» ведь никогда раньше не отмечал юбилеи, а теперь – туда же, куда и все!…
- Я с большой иронией отношусь к пышному празднованию всевозможных юбилеев, и мы действительно не отмечали предыдущие круглые даты. А то, что произойдет 25 апреля в ДК Ленсовета, воспринимаю, в первую очередь, как концерт-презентацию нового альбома «Дежавю». Это основное, а юбилей «Телевизора» - дополнительный повод. Просто бывшие участники группы давно уже говорили мне, что эту годовщину надо как-то отметить…
- И когда точная дата Вашего «серебряного» юбилея?
- Не существует точной даты. В 1984 вначале мы месяца три-четыре репетировали, а потом вышли в свет. А знаете, я обратил внимание, что некоторые группы почему-то набавляют себе возраст! Но у нас все по-честному…
- А мне еще нравятся весьма распространенные нынче презентации диска без диска, книги – без книги!..
- У нас диск готов. И книга моих текстов «Сыт по горло» на днях вышла.
- В программе заявлены гости, сюрпризы… Кого же увидим?
- Хотели принять участие бывшие музыканты группы «Телевизор». За четверть века наберется человек пятнадцать. Те же Алексей Рацин, наш бывший барабанщик, который потом долгое время играл в «Аквариуме»; гитарист Александр Беляев из первого состава «Телевизора», который впоследствии играл в «Наутилусе»; Константин Шумайлов, наш клавишник, что нынче в «ДДТ»… Будут поэтические вкрапления: обещал выступить Алексей Никонов («Последние танки в Париже») со своими стихами, ждем в гости заслуженного артиста России Алексея Девотченко. Наверное, появятся на сцене и кто-то из музыкантов Ленинградского рок-клуба времен 80-х. И все-таки превращать этот концерт в череду поздравлений не стоит. Зато хотим исполнить около сорока песен! В первую очередь – музыка. Новый альбом и старые песни.
- Собирает ли сегодня «Телевизор» большие залы, или Вы ушли в клубы?
- Да, в клубы, с аудиторией 500-700 человек. Находим там определенное удовольствие. Концерты организовать проще, атмосфера душевней. В Питере любим играть в «Орландине», где очень хороший звук. Никакими стадионными амбициями не страдаем, на модную волну не садимся, яростной популяризацией самих себя не занимается. Пройдя когда-то «пятилетку славы», я понял, что жертвовать ради популярности и денег своими принципами не стоит.
- А Вам снятся Ваши эпизоды из «пятилетки славы»: стоите на подмостках, а перед Вами ревущая чаша стадиона?
- Такие вещи снятся редко, хотя концертная суета периодически снится. К тому же мы по-прежнему принимаем участие во всевозможных рок-фестивалях, что проходят во дворцах спорта и на стадионах. Так что никакого страха перед большими площадками у нового состава «Телевизора» нет.
- Что из себя представляет сегодня Ваша публика: молодежь или ностальгирующие рокеры?
- Молодежь, конечно. Причем, молодежь думающая. Для остальной молодежи мы не самый привлекательный продукт, как они говорят: «"Телевизор" грузит»… Имея в виду тексты. Но на наших концертах много ребят совсем юного возраста. На недавний концерт пришли странным образом отпущенные из дома пацаны лет по 10-12. Честно говоря, не понимаю, почему им понравился «Телевизор», но они явно не случайно заглянули. Ну, и, конечно, заходит ностальгирующая рок-публика. Дело не в возрасте, а в том, что люди приходят не просто на концерт, предварительно изучив в интернете историю группы, а то и сами создают сайты, фан-клубы, приезжают в Питер из других городов и ездят за нами на гастроли. Мне немного удивительно, но это говорит о том, что молодые люди нынче способны сами раздобыть информацию, найти то, что им по вкусу, и вообще эта ситуация позволяет надеяться, что это поколение совсем не потерянное.
- Имя Михаила Борзыкина в истории ленинградского рока для многих ассоциируется со скандалами. В свое время «Телевизор» пел песни, которые запрещали, потом, на одном из фестивалей в 80-х, Борзыкин возглавил «поход рокеров на Смольный», а не так давно после Вашего концерта прикрыли не самый последний рок-клуб в Питере… Такая скандальная слава – это стечение обстоятельств или черта Вашего характера?
- Эпатаж никогда не был кредо «Телевизора», в отличие от многих групп рок-клуба. Мы не раздевались на сцене, не плевали в толпу, не ругались матом… Вот в этом я вижу скандальность. А в том, что пели песни, которые нам запрещали, никакой скандальности не вижу. Это действительно столкновение поколений, времен, которое было в 80-х, когда мы вышли на сцену. Но самое интересное, что и сейчас происходит то же самое – альбом и называется «Дежавю», потому что я ощущаю похожесть времен начала 80-х на то, что происходит теперь…
- В чем же эта похожесть заключается?
- Очень много свидетельств. В первую очередь, бесконтрольность властей, милицейский и ФСБ-эшный (в 80-х – КГБ-эшный) беспредел. И тогда, и сейчас этих людей нельзя привлечь, не найти на них управы. Прибавьте к этой цепи абсолютно распоясавшихся чиновников… Какая-то глобальная ложь на центральных телеканалах. Отсутствие свободных выборов, присутствие цензуры в СМИ. Все эти явления роднят две эпохи. Ну и плюс бытовое хамство, которое в середине 90-х несколько поутихло, и пьяных, орущих, с пивом в руках людей в Петербурге было поменьше… Наблюдается также отвратительный ура-патриотизм. В 80-е к рок-музыкантам относились как к изгоям, маргиналам, называли нас агентами Америки, и теперь подобные термины вновь в ходу. С одной стороны, смешно, с другой, понимаешь, что власти другому не обучены. В общем, времена нынче тревожные…
- А почему закрыли «Рокс-клаб» после Вашего выступления?
- Клуб этот сейчас находится в руинах, развалинах… Застройщик выгнал всех, что-то другое строит. И это вызывает у меня даже некоторое злорадство… А история приключилась такая. В этом клубе должен был пройти фестиваль «другой песни», где были заявлены мы, «СП Бабай», Александр Чернецкий, «Мухоморы», Алексей Девотченко, еще несколько групп. Все эти люди поют «о чем-то». О том, что происходит вокруг, и вообще песни со смыслом. Были заплачены деньги за аренду, развешены афиши, но за день до выступления, сначала под видом отсутствия электричества, администрация клуба внезапно отказала в проведении фестиваля, а потом просто призналась в том, что они боятся, что мероприятие приобретет политический оттенок. Дальше последовали совсем смешные фразы о том, что рок и политика – вещи несовместимые, что православный арт-директор не может позволить превратить концерт в митинг… Видимо, их настолько напугали звонком сверху, что концерт был отмечен. Но прошло немного времени, Господь покарал их!
- Миша, а что происходит с Ленинградским городским рок-клубом? Год назад инициативная группа, куда входил и Борзыкин, дала громкую пресс-конференцию, где было объявлено о возрождении Рок-клуба, но, по-моему, Вы поспешили, потому что воз и ныне там…
- Мы в очередной раз столкнулись с инертной средой. Я же говорю, на пути любого, даже самого скромного начинания, нынче возникает чиновничье рыло… Некая держи-морда, что сует палки в колеса. У нас возникли проблемы с регистрацией объединения, не разрешена и проблема с помещением. То есть пока каких-то встречных движений со стороны администрации города, мягко говоря, не наблюдается. Мы продолжаем начатое, есть некоторая надежда в случае общего потепления климата в стране, возможно, кто-то «вспомнит» про рок-клуб. Либо мы получим поддержку каких-то независимых спонсоров, что тоже возможно. В общем, надежды не теряем, сейчас вот планируем провести рок-фестиваль за городом…
- Ответьте на простой вопрос: Ленинградский рок-клуб сегодня есть, или его нет?
- Можно сказать, нет, потому что он находится в стадии реконструкции. Здание рок-клуба на Рубинштейна, 13 сейчас ремонтируют. Вот и мы пытаемся ремонтировать Ленинградский рок-клуб, который, возможно, приобретет новое название – Петербургский рок-клуб. Мы сейчас об этом думаем, и такое объединение пытаемся зарегистрировать.
- Тогда еще проще вопрос: а кому он нужен сегодня, Ваш рок-клуб?! Ну, были славные времена, да давно прошли…
- Необходимость в этом очевидна, потому что существует большая «дыра» между рок-поколениями. Отсутствие «смыслов» в песнях молодого поколения у большинства молодых питерских рок-групп – тревожный симптом. Мы бы все-таки хотели возродить рок-клубовскую традицию, которая связана с поиском оригинальности, музыкальной и смысловой нагрузки в творчестве. Сейчас планка упала для молодых групп. К тому же они находятся в жутких условиях борьбы за выживание: должны сами распространять билеты на свои концерты, иначе их не пустят в клубы. В итоге выживает тот, у кого богатые родители или много друзей, что способны купить билет на концерт. А творчество роли не играет… В Петербургском рок-клубе же будет представлен другой вариант развития молодых групп.
- Миша, Вы в эти 25 лет только «Телевизором» занимались, или в чем-то другом еще себя попробовали?
- Был момент, когда был музыкальным редактором на нескольких FM-станциях. Писал музыку для телефильмов. Сделал несколько проектов с музыкантами других групп. Но в итоге пришел к мысли, что какая-то административная, околомузыкальная жизнь мне не слишком интересна. Все-таки меня больше всего интересует музыка. Мне пришлось стать и звукоинженером, и аранжировщиком. Большую часть альбомов готовлю один, дома. И вот уже выпущено 11 альбомов. Наверное, можно было работать эффективней, но я всегда хотел адекватно отражать, что со мной происходит, не пытаться залезть в чужую лодку.
- За мемуары еще не взялись?
- Я подсмеиваюсь над званием «легенды русского рока» и всячески отбиваюсь от него. Но все равно зачисляют в легенды, что только укрепляет нежелание в письменной форме делиться пережитым. Кроме песенной формы. Собственно говоря, песни «Телевизора» и есть мои мемуары…
- Мне интересно Ваше мнение: памятник Цою действительно надо ставить, или это из той же серии, что и юбилеи, мемуары?
- Сам памятник, как говорится, не виноват. Может стоять, его может не быть. Другое дело, что думать о возрождении того состояния, в котором Цой написал свои лучшие песни, конечно же, надо. Ведь в песнях Цоя есть четкое осознание себя гражданином страны, свободным человеком. Важен не памятник, как камень. Хорошо бы возродить дух свободы, что есть в песнях Цоя…
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»