Авиакомпании обяжут создавать условия для перелета инвалидов – специальный законопроект уже внесен в Госдуму.
Вопреки международным договорам и даже российскому законодательству о защите прав инвалидов, действующий Воздушный кодекс РФ не гарантирует гражданам с ограниченными возможностями возможность совершить авиапутешествие, передает корреспондент "Фонтанки".
В частности, он предоставляет авиакомпаниям право в одностороннем порядке расторгнуть договор (проще говоря – выкинуть потребителя без возврата заплаченных за билет денег), «если состояние пассажира требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц».
Авиакомпании трактуют эту норму очень вольно: большинство инвалидов (колясочников, плоховидящих) требует особых условий (например – специальных навыков стюардесс и их внимания). А поскольку таких условий нет – пассажиры с физическими недостатками явно всем «мешают».
Лидером по числу нарушений, выявленных прокуратурой и подтвержденных судебными решениями, стала авиакомпания «Сибирь» (работает под маркой S7): в июне 2008 года ее стюардесса отказалась принять на борт инвалида-колясочницу Наталью Присецкую, а в феврале этого года в самолет не пустили инвалида первой группы по зрению Павла Обиуха. Авиакомпания не признала себя виновной и даже не извинилась за инцидент, но суды в обоих случаях взыскали с недобросовестного перевозчика в пользу инвалидов возмещение нанесенного им морального вреда.
Депутат Госдумы Александр Ломакин-Румянцев предлагает внести поправки в Воздушный кодекс РФ, обеспечивающие соблюдение прав инвалидов. Так, авиакомпании должны будут «оказывать или обеспечивать оказание дополнительных услуг инвалидам с особыми потребностями (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и иными) по регистрации, доставке и посадке на воздушное судно, пребыванию на нем и высадке из него». Сейчас такая обязанность зафиксирована в утвержденных Минтрансом правилах, но они являются подзаконным актом. Наличие инвалидности также не может быть расценено как угроза безопасности полета.
Автор поправок ссылается на Конвенцию ООН о правах инвалидов, уже подписанную президентом России Дмитрием Медведевым и ожидающую ратификации. Этот международный документ обязывает государства принимать «надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту».
Причем они должны включать «выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности», в частности, средств транспорта, а также «обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или представляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов», – констатирует Александр Ломакин-Румянцев.
Внесенный 23 апреля законопроект в настоящее время находится у председателя Госдумы.
По действующему законодательству, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, а на юридических лиц – еще до 30 тысяч рублей.