Пять лет колонии строгого режима. Такой приговор вынес Куйбышевский районный суд антифашисту Алексею Бычину. Ему инкриминировали нападение на сотрудника милиции, квалифицируя его по 111-й статье УК. Друзья осужденного и защита уверены, что он всего лишь оборонялся.
По версии защиты, в ночь с 12 на 13 июня 2008 года компания примерно из 20 панков-антифашистов гуляла по центру города. Алексей и его подруга отстали от основной группы. Мимо них прошли два наци-скинхеда, которые вскидывали руки в нацистском приветствии и прославляли Гитлера.
Алексей понял, что неонацисты планируют напасть на него - в руке у одного из них якобы было горлышко от разбитой бутылки (розочка). Завязалась драка, Алексею пришлось использовать нож против двоих нападавших. Он нанёс ножевое ранение одному из них, после чего неонацисты быстро скрылись. Впоследствии оказалось, что раненый - сотрудник ОМОНа.
Следствие же придерживается мнения, все было наоборот. Из толпы порядка 10-20 человек выделился один, подошел к гулявшим молодым людям, и, как впоследствии рассказывали пострадавшие своим коллегам, спросил: "Ты скинхед?". При этом парень указал на кожаную куртку стажера ОМОНа. Будущий страж порядка не растерялся и ответил нечто в духе "мол, тебе какое дело, даже если и так". После этого, как утверждают пострадавшие, подошедший ударил стажера ножом. Когда его друг попытался вступиться, тоже был ранен. После чего неформалы разбежались.
Пострадавший милиционер с проникающим ножевым ранением и повреждением внутренних органов был доставлен в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, а его приятель, также с проникающим ножевым ранением, был госпитализирован в Мариинскую больницу.
Чтобы задержать Бычина, была организована целая спецоперация. 16 июня один из друзей антифашиста был задержан сотрудниками милиции и отвезен в 76 отдел. Там, как рассказывают представители "Антифа", он несколько часов просидел в наручниках, после чего его заставили позвонить Алексею Бычину и назначить ему встречу в центре города на площади Восстания. Ничего не подозревавший Бычин пришел на место встречи и тут же был задержан. Его отправили в СИЗО, а второго антифашиста отпустили.
Питерское "Антифа" не раз проводило акции солидарности с арестованным. 8 августа группа антифашистов митинговала против задержания своего соратника на набережной Робеспьера у памятника жертвам политических репрессий. Акция получилась спокойной и не слишком массовой -- полтора десятка человек с закрытыми лицами демонстрировали плакаты "революционного" толка.
9 сентября у стен СИЗО на улице Лебедева, где находился Бычин, была проведена несанкционированная акция. Ее участники растянули плакат "Свободу Алексею Бычину" и зажгли несколько файеров, а также закидали вход в следственный изолятор петардами. Никого из участников акции задержать не удалось, зато в руках охранников СИЗО оказались корреспонденты "Закс.Ру" и "Интерфакса". После нескольких часов разбирательств журналисты были отпущены. После этого самому Бычину, как рассказывают антифашисты, в тюрьме пришлось несладко. Он якобы был жестоко избит сокамерниками.
Куйбышевский суд заседал всего несколько месяцев. Адвокаты Алексея настаивали на том, что у него не было никакого умысла на убийство, и изначально он действовал в пределах необходимой самообороны, но потом её превысил. В показаниях потерпевших по делу немало противоречий и попыток сокрытия фактов. Защита просила переквалифицировать дело по ст. 114, ч. 1 УК РФ и ограничить срок наказания уже проведённым под стражей сроком, учитывая раскаяние подсудимого и частичное погашение иска о возмещении средств на лечение одного из потерпевших. Обвинение же просило дать ему 9 лет колонии. В итоге тюремный срок ограничили пятью годами. Будут ли адвокаты обжаловать это решение, пока неизвестно.
Алексей Яушев,
для "Фонтанки.ру"