Владелец компании JFC — одного из лидеров по поставкам фруктов - Владимир Кехман считает, что с его конкурентом происходит обычная в кризисное время ситуация: фиктивное банкротство. По мнению бизнесмена, известная на «банановом» рынке компания «Санвэй Групп» не собирается погашать кредиты и выводит активы в новую фирму «Фруттория». В «Санвэе» о происходящем говорят по-другому. В ситуацию вмешался полпред президента Илья Клебанов.
В распоряжении «Фонтанки» оказалось обращение полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова к начальнику ГУВД Вячеславу Пиотровскому. Чиновник сигнализирует правоохранителям о ситуации в фруктовом холдинге «Санвэй». По словам Клебанова, к нему поступили обращения сразу с двух сторон: от владельца JFC Владимира Кехмана и зампредседателя Сбербанка России в Петербурге Александра Пустовалова.
Кехман, в своем письме к Клебанову, сообщает: в последнее время с ним о поставках фруктов переговоры ведут Игорь Хаяк, Андрей Берсеньев и Иван Поляков, представляющие компанию «Фруттория». Однако, по имеющейся у него информации, «указанные лица являются сотрудниками ООО «Русагро», входящего в холдинг «Санвэй Групп», и на протяжении 10 лет представляли интересы этой компании», - пишет владелец JFC.
По словам бизнесмена, в апреле в СМИ появилась информация о том, что основные владельцы ООО «Санвэй Групп» подали заявление о ликвидации компании и прекратили отгрузку продукции. Кехман делает вывод, что, вероятно, банкротящийся «Санвэй» передаст оставшиеся «хорошие активы» «Фруттории». Долги же с фирмы, потерпевшей крах, взыскать будет крайне сложно.
Кредиторы, главным из которых является Сбербанк, также обеспокоены ситуацией с «Санвэй». По данным заместителя председателя Северо-Западного Сбербанка Александра Пустовалова, ссудная задолженность организаций, входящих в группу «Санвэй», составляет около полумиллиарда рублей. Обязательства перед другими кредитными организациями (Альфа-банк, ВТБ, Росбанк, Райффайзен Банк) составляют, по информации Сбера, еще около 5 миллиардов рублей. В залогах компании, в основном, плантации в далеких латиноамериканских странах и оборотные средства. Об этом Пустовалов написал Клебанову в тот же день, что и Владимир Кехман, 28 апреля. Но если обеспокоенность Сбера прозрачна: взыскивать задолженность с фиктивного банкрота процесс длительный и утомительный, то вопрос, почему судьбой компании заинтересовался Владимир Кехман, более сложный.
«Санвэй» не первая компания, которая ведет себя подобным образом. Объявившая в ноябре 2008 года о банкротстве компания «Сорус» продолжает активную деятельность на фруктовом рынке, - пояснил в интервью «Фонтанке» Владимир Кехман. - Мне все задают этот вопрос. Но ответ понятен: я плачу по кредитным обязательствам 40-50 миллионов долларов в год. Эти же компании с помощью банкротства уходят от долгов. При этом, оборотных средств им хватает, чтобы вести нормальную деятельность, таким образом, они оказываются в выигрышном положении». Кстати, бизнесмен подчеркивает, что претензий к «Санвэю» как к поставщику у него нет.
Как рассказал предприниматель, его заботит имидж всего фруктового бизнеса: «Если зарубежные партнеры, банки видят, что российские компании нечистоплотны, меняется отношение ко всем нам, рушится то, что нарабатывалось годами».
В защиту своей компаниии говорит гендиректор ООО «Санвэй Групп» Игорь Хаяк. Бизнесмен, узнав об обращении Сбербанка к Клебанову от «Фонтанки», был крайне удивлен: «Как раз сейчас мы ведем переговоры со Сбербанком по реструктуризации задолженности. Да, мы не отрицаем, что она есть, но отказываться от оплаты мы не собираемся». А вот интерес Владимира Кехмана конкурента не удивил. «Владимир Абрамович, как известно, имеет очень широкие интересы. Нельзя исключать, что это момент конкурентной борьбы», - отметил гендиректор «Санвэй».
Кроме того, отвечая на вопросы «Фонтанки», Хаяк отметил, что компания «Фруттория» не имеет никакого отношения к «Санвэй Групп».
Как стало известно нашему изданию, компания «Фруттория» была создана 16 марта 2009 года, руководителем ее стал Константин Гольцов, который занимал должность директора по работе с розничными сетями ООО "Русагро" (входит в холдинг “Санвэй Групп”).
Справка:
До недавнего времени «Санвэй Групп» была основным конкурентом JFC. По данным СМИ, «Санвэй» занимал 25% фруктового рынка, а JFC опережал его на 5%. Сейчас по словам Кехмана, после банкротства «Соруса» JFC получил 35%-ю долю рынка. Предприятия, оставшиеся после краха «Соруса», снизили присутствие на рынке с 20 до 6%.
Маша Могилевская,
"Фонтанка.ру"
Подробности истории с «Санвэй», а также о новой концепции развития Фрунзенского универмага и о грядущих переменах в Михайловском театре читайте в интервью Владимира Кехмана в рубрике «Спроси сам».