Документальный фильм «Вертикаль» был представлен петербургской общественности и деятелям культуры, журналистам и бизнесменам в режиме кинопоказа с последующей дискуссией между сторонниками и противниками «Охта центра». Корреспондент «Фонтанки» побывал на мероприятии, которое вместе с визитом делегации ЮНЕСКО вызвало в городе новую волну интереса к проекту небоскреба на Охте.
Документальный фильм «Вертикаль» петербуржцы увидят 14 мая в рамках программы «Петербургский час» на 5-м канале ТВ. Накануне лента режиссера Бориса Деденева была представлена петербургской общественности и деятелям культуры, журналистам и бизнесменам в режиме кинопоказа с последующей дискуссией между сторонниками и противниками «Охта центра». Корреспондент «Фонтанки» побывал на мероприятии, которое вместе с визитом делегации ЮНЕСКО вызвало в городе новую волну интереса к проекту небоскреба на Охте.
«Вертикаль» - без власти заказчика
«Наша цель - начать разговор об "Охта центре" с нулевого цикла, освободить эту дискуссию от всевозможных политических наслоений», - так объяснил корреспонденту «Фонтанки» сценарист Сергей Бондаренко причину появления фильма «Вертикаль». Задача действительно актуальная — близятся общественные слушания по высотности проекта. Некоторых оппонентов проекта просмотр фильма, похоже, уже переубедил. Петербургский писатель Николай Стариков, например, после просмотра фильма заявил, что теперь является безоговорочным сторонником проекта, хотя раньше опасался этого строительства.
- Я питался какими-то слухами, но теперь мне наглядно показали, каким будет комплекс на Охте, - так объяснил Николай Стариков перемену, произошедшую в его отношении к проекту «Газпрома». - У меня не осталось никаких вопросов, возникли только вопросы к людям, которые говорят о своих правах, но не задумываются, что должны оставить потомкам современный город.
Непоколебимые оппоненты, впрочем, тоже остались. Так, режиссер Игорь Шадхан, назвав фильм качественным и профессиональным, заявил, что он не убедил его в главном — в мотивации высотности объекта. Для него она по-прежнему остается спорной..
Фильм, текст в котором читает актер и директор Исаакиевского собора Николай Буров, начинается с визита туристической группы в Исаакий. Экскурсовод рассказывает туристам о том неприятии, которое этот признанный ныне шедевр зодчества встречал у современников. Такая же судьба, судьба общепризнанного шедевра, ждет в будущем и «Охта центр», намекают создатели ленты.
Отдельным героем «Вертикали» стал вертолет. Тот самый, на котором пилот поднимался на высоту 396-метров, чтобы специалисты комитета по охране памятников могли выполнить свою работу — оценить влияние будущего небоскреба на главные исторические виды Северной столицы. Попросив горожан нарисовать то, как они видят это влияние, авторы фильма делают вывод — город живет страхами. Результаты же работы экспертов намного оптимистичней, чем об этом говорит сарафанное радио. Впрочем, желающие могут познакомиться с этим результатами и без фильма, благо они открыты и действительно сделаны КГИОП, отметил на кинопоказе заместитель директора ОДЦ «Охта» Владимир Гронский.
По мнению сценариста, самые важные слова в фильме говорит балетмейстер Борис Эйфман. Он рассуждает о том, что если бы сегодняшние балетмейстеры занимались только бесконечным повторением несомненных шедевров классической балетной эры, то просто обесценили бы свою творческую жизнь. Питаясь основами, нужно идти к новым формам, и это одинаково верно и для балета, и для архитектуры.
«Вы даже не понимаете, насколько вы тут свободные люди»...
Авторы «Вертикали» не скрывают, что делали проект при поддержке «Охта центра» (5-й канал, кстати, тоже активно принимал участие в этой работе). Однако они уверены, что были честны перед зрителем. «Мы никогда не взялись бы за съемки, если бы не получили полной творческой свободы», - говорил на премьере Сергей Бондаренко. Режиссер и оператор Борис Деденев (известный, например, клипом к песне «Осень» группы «ДДТ») признавался, что до начала работы был равнодушен к проекту. Однако к её финалу просто влюбился в концепт делового центра на Охте. «В нем есть фишка, есть режиссерский ход, очень много смыслов», - говорил он на кинопоказе.
В ряду сторонников проекта оказался и заместитель председателя комитета по печати Смольного Андрей Воробьев, назвавший себя петербуржцем в пятом поколении. Воробьев говорил о европейском опыте, о Париже с его современными зданиями, о пляшущем доме в Праге, который никто не считает грубым вторжением в эстетику исторического центра.
Дискуссию резюмировал известный московский журналист Андрей Норкин, заметивший, что завидует петербуржцам. Во-первых, у них есть что охранять, в отличие от Москвы. А во-вторых, дискуссия о градостроительстве действительно идет. «Вы даже не понимаете, насколько вы свободные люди, что можете об этом говорить, у нас все решается молча», - горько отметил журналист Андрей Норкин.
ЮНЕСКО присматривается к «Охта центру»
Тем временем в Петербурге продолжает работу комиссия ЮНЕСКО. 12 мая она встретилась с создателями «Охта центра», а 13-го уже с его оппонентами во главе с депутатом ЗакСа Алексеем Ковалевым. Противники строительства передали директору Центра Всемирного Наследия ЮНЕСКО свои взгляды на строительство и свою позицию по поводу незаконности проекта. «Один из руководителей ЮНЕСКО Франческо Бандарин сказал, что поддерживает развитие самой территории, но разделяет опасения о высоте небоскреба», - заметил Алексей Ковалев в интервью корреспонденту «Фонтанки».
По словам Владимира Гронского, в разговоре с авторами «Охта центра», в частности, с архитектором Филиппом Никандровым специалистов ЮНЕСКО интересовали главным образом технические вопросы. «Их не надо уговаривать по поводу того, что проект интересен. Им он нравится. Но камнем преткновения остается высота. Мы передали свои данные о том, как проект может повлиять на городскую среду. ЮНЕСКО изучит эти материалы до начала осенней сессии», - сказал Владимир Гронский.
Алексей Владимирский,
«Фонтанка.ру»