Оргкомитет конкурса на памятник Петру Багратиону сделал свой выбор. В Петербурге будет установлен монумент герою войны 1812 года работы коллектива во главе со скульптором Яном Нейманом. Его скульптуры в городе уже есть — например, памятник генералу Брусилову на углу Шпалерной и Таврической, а также несколько спорный памятник дворнику на площади Островского.
Выбирая победителя, оргкомитет, в который вошли известный бизнесмен Александр Ебралидзе, сенатор Сергей Тарасов, глава ВООПИК Александр Марголис, главный художник города Георгий Шереметьев и другие известные люди, особенно бурных восторгов не проявлял. Претензий к коллективу Неймана очень много — и «чуждое для Петербурга» архитектурное решение, и проблемы с исторической достоверностью. Однако у других получилось еще хуже.
Вопросы есть и по поводу места установки будущего памятника. В сквере за ТЮЗом, где хотел его установить Александр Ебралидзе, художественный руководитель МДТ-Театра Европы собрался строить для своего театра вторую сцену. Более того, общественный совет при КГА уже согласовал для труппы Додина именно это место. Однако сенатор от Петербурга Сергей Тарасов заявил «Фонтанке», что двигать Багратиона пока никто не планирует. Решение общественного совета носит лишь рекомендательный характер, никаких официальных документов о строительстве театра никто не издавал, и оргкомитет не видит оснований для изменений.
Попутно Сергей Тарасов заметил, что еще в бытность вице-губернатором предлагал вовсе снести ТЮЗ и построить новый театр вместо него, но это «почему-то вызвало негативную реакцию». Как строить за ним новый театр, он и вовсе не понимает, для того чтобы здание вписалось в ансамбль, этот проект должен повторять архитектурный стиль ТЮЗа, «но кому это надо?». Александр Марголис добавил, что строить в этом сквере в данный момент вовсе нельзя — ведь по закону это зона зеленых насаждений. «Лучше поискать другое место для театра», - заявил он. (Напомним, что вице-губернатор Александр Вахмистров говорил на недавнем общественном совете при КГА — он с режиссером обошел весь район, других мест нет).
Единственным представителем комитета по градостроительству и архитектуре в оргкомитете был главный художник Петербурга, зампред КГА Георгий Шереметьев. Он на пресс-конференции отмолчался при обсуждении будущего места памятника, однако в кулуарах сказал корреспонденту «Фонтанки»: «Надо еще разобраться, есть ли под этим сквером бункер. Если есть, то театр там, конечно, не построишь — будет памятник». «Фонтанка» уже писала о возможных сюрпризах, которые ждут строителей театра.
Что же касается памятника, то главные претензии у членов конкурсной комиссии были к архитектурному решению и к исторической достоверности. Постамент и прочие моменты, касающиеся архитектуры, Александр Марголис назвал чуждыми для Петербурга. Коллективу Неймана предложено взять за основу решения памятников перед Казанским собором — Кутузову и Барклаю де Толли, чтобы сделать единый ансамбль, посвященный героям 1812-го. К самой же скульптуре были претензии у историков. Так, научный сотрудник эрмитажного музея русской гвардии Павел Суслов заявил «Фонтанке», что скульпторы не то что не добились исторической правды, но даже не попытались этого сделать. Он отметил ошибки в мундире, незнание того, как отобразить в камне ткань, и другие исторические ляпы и посетовал, что по окончании первого тура многие из участников конкурса брали у него контакты, но не позвонили. Видимо, решили, что знают историю лучше. Почему же выбрали именно это вариант? «Другие еще хуже», - объяснил Суслов, признавшись что одна из предложенных скульптур напомнила ему не Багратиона, а «выходящего из клуба мальчика Бананана».
Чтобы исправить все недочеты, создана специальная рабочая группа, в которую вошли историки, а возглавил ее главный художник города. Эта группа будет консультировать скульпторов и архитекторов, которые к 1 июля представят окончательный вариант своей работы.
Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»