В Петербурге появилось два новых праздника — Пасха и День семьи, любви и верности. Губернатор подписала соответствующий закон о праздничных датах в Петербурге. Сам документ обсуждался и принимался так бурно и долго, что Пасха уже успела пройти. А вот о любви еще можно задуматься.
8 июля петербуржцы будут любить друг друга, а про 14 февраля скоро забудут. Потому что теперь городским законом утвержден свой праздник семьи, любви и верности с православными, а не католическими историческими корнями — в память о любивших друг друга вопреки всему Петре и Февронии. Путем неимоверных усилий учреждения праздника удалось добиться депутатам городского парламента. Сила убеждения истово верующего парламентария-единоросса Виталия Милонова подействовала не сразу.
В основу решения вспомнить о православных традициях легло нарастающее раздражение бурным ежегодным отмечанием 14 февраля Дня святого Валентина, этого, как считает парламентарий, «католическо-буржуазного и коммерциализированного праздника, который превратился в день распродажи модной одежды в бутиках». Он посчитал, что 8 июля — будет адекватной заменой. Ибо Петр и Феврония — наши русские святые возлюбленные, которые жили в начале 13 века в городе Муроме.(Опустим, что День Всех Влюбленных — праздник скорее не католический, а языческий. А католики 14 февраля отмечают День Кирилла и Мефодия - просветителей славян, покровителей Европы и создателей славянской азбуки).
Напомним, что церковь и ее представители и сторонники не раз выступали с предостережениями по празднованию Дня святого Валентина. «То, что в настоящее время происходит в рамках празднования Дня святого Валентина или Дня влюбленных, не имеет ничего общего ни с памятью мученика Валентина, ни с теми понятиями об отношениях между мужчиной и женщиной, которые присущи христианству. Даже самые хорошие и искренние отношения между людьми приобретают легковесность и поверхностность и теряют ту красоту, которая не "кричит" о себе яркими открытками, а постепенно развивается в тайне от остального мира», - считает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Бороться Милонову за Петра и Февронию пришлось не только с общественным мнением, но и с коммунистами городского парламента — вечными и убежденными атеистами. «Красные», в принципе, особо против ничего сказать не могли, но озадачились вопросом, что люди потеряют, если и так отмечать столь светлую дату, не делая ее общероссийским праздником?
- Да ничто не теряем, нам уже давно нечего терять, - парировал Милонов, - когда по телевизору пропагандируют однополые браки и легкий доступ к плотским утехам... мы уже теряем нашу молодежь и истинные ценности любви и верности.
Тогда же депутат Евгений Марченко развил тему о равенстве прав граждан: «Петр был из знатного рода, а Феврония — дочь простого лесника. Все были против их брака, но они все равно были вместе. Вот где истинная любовь! Здесь мы уходим от сословий!».
Как будет отмечаться праздник в этом году, пока предположить сложно — ведь, по сути, на его проведение нужно выделять средства из бюджета, а главный финансовый документ Петербурга уже утвержден и даже откорректирован. Автор инициативы Виталий Милонов считает, что администрация обязательно должна изыскать средства на проведение некоего уличного мероприятия, на которое соберутся те, кто планирует вступить в брак: «Нам необходимо повышать статус семейных отношений, чтобы люди заключали браки, а не жили в гражданских отношениях», - отметил Милонов, обрадованный новостью о подписанном законе.
Пасху же граждане будут отмечать как городской праздник только в следующем году. Из-за бурных обсуждений «надо-не надо» и «как надо», в этом году устроить празднование просто не успели.
Этот праздник был в документе еще в начале апреля. Однако ряд депутатов решили его исключить из перечня. Как объяснял один из инициаторов исключения, депутат Константин Сухенко, делалось это из благих побуждений - чтобы избежать провокаций в дни празднования такой светлой даты. "У нас в городе много конфессий, церковь у нас отделена от государства, поэтому нельзя назначать такие праздники", - заявил Сухенко в ЗакСе, когда впервые обсуждался этот вопрос. Смольный же тогда от выражения своей позиции воздержался, что еще больше усложнило ситуацию. Представитель губернатора в парламенте Михаил Бродский заявил, что позиции губернатора по этому вопросу не знает.
Тема стала такой популярной, что закреплением праздника в городском законе дело не ограничилось. Сначала депутат Евгений Марченко обратился к губернатору с запросом не проводить субботников, напоминающих о традициях советского периода, в Пасху, и даже пожаловался на главу Выборгского района: "Администрация Выборгского района решила в этот день, 18 апреля (Великая Суббота), провести всенародный, видимо, Ленинский (так как накануне дня рождения В.И.Ленина), субботник, тем самым игнорируя православные традиции русского народа. Я предложил районной администрации Выборгского района перенести субботник на другой день, поскольку проведение субботника в Великую Субботу — грех. Но не нашел понимания».
Потом парламентарий Виктор Евтухов, который и заварил всю кашу, пошел дальше и обратился к российскому президенту Дмитрию Медведеву с предложением сделать Пасху общероссийским государственным праздником .
Пока обсуждались инициативы и обращения к вышестоящим политикам по такому актуальному вопросу, выяснилось, что в сам текст документа вкралась досадная ошибка. Праздник прописали как «Светлое Христово Воскресенье (Пасха) — первое воскресенье после полнолуния после 21 марта». С такой формулировкой законопроект и направился на подписание в Смольный. И на него наложили вето — ибо таким образом был бы указан не православный, а католический канон исчисления даты празднования. А для определения дня православной Пасхи используется пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных светлых дат для любого заданного года.
В окончательном варианте день обозначен просто: «Православная Пасха — Светлое Христово Воскресенье», без дат и какой-либо конкретики, так как каждый год этот день определяется особым образом.
Справка:
8 июля - День Петра и Февронии
Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого кн. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца»-бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Св. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг, в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г., а ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме
Светлое Христово Воскресение — Пасха - (от евр. песах - "прохождение") - самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда (синедриона) и с одобрения римского наместника Понтия Пилата (I в. от Р.Х.) (Мф. 28:1-10; Мк. 16:1-15; Лк. 24; Ин. 20).
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он установлен и отмечался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова и последующие за ним. Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова. Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).
Александра Медведева,
"Фонтанка.ру"