После недельного затишья тема финско-русского мальчика Антона вновь захлестнула СМИ Финляндии. С их точки зрения, в истории этой, в принципе, все просто - речь идет о возвращении на Родину финского гражданина. Однако есть масса вопросов, которые могут в дальнейшем здорово осложнить жизнь многим смешанным парам и их детям. Об этом - корреспондент «Фонтанки» в Хельсинки.
Финская телерадиокомпания YLE сделала сюжет об истории Антона, базируясь на беседе с отцом мальчика. Финский папа озвучил несколько нюансов, которые, с одной стороны, проясняют, а с другой - запутывают это дело.
По словам отца, которые он подтверждает целым ворохом документов, юридический процесс возвращения сына начался 14 месяцев назад. В Новгороде у него появился русский адвокат, он подал документы в российский суд и получил заверенный нотариально ответ, из которого следовало, что мальчик потерял российское гражданство на том основании, что мать при оформлении гражданства дала заведомо ложные сведения. А именно — сказала, что не знает, где находится отец ее ребенка. Притом, что ее старший сын от первого брака и собственая мать живут в Финляндии и поддерживают с ним контакт. Салонен особо обращал внимание журналистов на то, что он получил все документы от российской стороны, но ребенок ему возвращен не был. И тогда он стал "трубить" по инстанциям в Финляндии, пытаясь привлечь внимание к своей проблеме.
Кто дал добро на вывоз?
Делом маленького Антона занималось четыре министерства. Даже министр иностранных дел Стубб звонил безутешному отцу, заверяя, что делается все возможное, чтобы мальчик как можно скорее вернулся в Финляндию. Однако, разуверившись в возможностях политики, Салонен сам поехал в Россию за мальчиком.
Ему там опять помогли. Иначе трудно объяснить тонкости, на которые напирает отец, рассказывая как он забрал ребенка. "Я не вырывал его из рук матери. Антон стоял на земле, и я просто его взял на руки и посадил в машину. У меня есть свидетели..." - ответил Салонен на вопрос финского журналиста о том, как осуществлялся "забор" ребенка.
Однако уехать в Финляндию просто так не получилось. Отец и сын были задержаны на границе, и 8 часов ждали следователя из Выборга, у которого была ориентировка на "похищение ребенка неизвестными лицами" . "Это была очередная неправда , - настаивает Салонен. - Римма знала, что ребенка забрал я..."
Вернувшись в Петербург, отец и сын отправились в консульство, откуда их уже и отвезли через границу на заднем сидении служебного автомобиля...
В газетах упоминается о том, что Пааво Салонен был удивлен, что сын отказывался от сливочного масла и говорил, что не может есть мясной борщ. Салонен понял, что Римма с сыном постилась (дело было перед Великим Постом). Когда же мальчик стал питаться, то его дикий аппетит убедил папу, что ребенок просто голодал.
Двойная коллизия
Всей этой истории не было бы вообще, если бы не существование удивительной практики "двойного гражданства", которая скорее напоминает "гражданство параллельное". Ведь обладатели двух паспортов имеют обязательства и права в каждом государстве отдельно.
Очень многие российские иммигранты добиваются финского гражданства, чтобы избавить своих сыновей от службы в российской армии, дать ребенку возможность свободного перемещения по миру и прочие блага гражданства ЕС. Но и российское гражданство терять не хотят. В Финляндии - они финские граждане, в России - россияне.
Если бы Антон был только финским гражданином, всей этой истории просто бы не было. Как и в том случае, если бы мальчик был только российским гражданином. Или - существовали бы межгосударственные соглашения о правовой ответственности двойных граждан. Если бы Россия подписала Гаагскую конвенцию о борьбе с хищениями детей...
В свое время Финляндия, желая вернуть домой финских эмигрантов, пошла на выдачу паспортов своим компатриотам. Россия из тех же соображений учредила упрощенную процедуру получения российского гражданства. К слову сказать, так же поступала и Венгрия, и много других стран. И везде это, в отсутствие солидной межгосударственной юридической базы, приводит к историям, аналогичным развернувшейся между Петербургом и Хельсинки.
Единственным выходом из "дела Салоненов" может стать мировая, с параллельным началом переговоров о заключении соглашения, регламентирующего права сторон и стран в столь щекотливом вопросе. Осложнение межгосударственных отношений - слишком дорогая цена за следствия семейных конфликтов.
Напомним, что Россия предъявила Финляндии ноту по вопросу нелегального перевоза пятилетнего Антона в Финляндию. По словам главы финского МИД Александера Стубба, Москва требует от Хельсинки дополнительных данных о перевозе мальчика и о том, каково мнение Финляндии по данному делу. А сам Пааво Салонен собирается ответить на российские обвинения в свой адрес (по факту вывоза ребенка возбуждено уголовное дело) встречным иском против России в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Об этом Пааво Салонен сообщил в интервью газете «Илта Саномат».
Константин Ранкс
для «Фонтанки.ру»
СМИ Финляндии: история Антона Салонена проста
22 мая 2009, 12:09
1045
Поделиться