Открытие движения по Лазаревскому мосту стало одним из подарков к 306-летию Санкт-Петербурга. Новая переправа соединила Петроградскую сторону и Крестовский остров. Кому от этого станет лучше и что изменилось после реконструкции моста – разбирался корреспондент «Фонтанки».
Колтовский мост строился в 1947-1949 годах, сразу после войны. Он изначально возводился исключительно как трамвайно-пешеходный и служил таковым ещё более 50 лет. Чуть позже, одновременно с переименованием Колтовской набережной в набережную Адмирала Лазарева, он сменил своё название на Лазаревский. Построен мост был из дерева и был разводным для пропуска судов. Трамвайную ветку тянули к самому большому в Ленинграде стадиону имени С.М.Кирова. К тому же уже было принято решение разбить на Крестовском острове Приморский парк Победы. Существовавшая на тот момент трамвайная линия через Большой Крестовский мост с потоком зрителей на 60-тысячный стадион точно бы не справилась.
Прошли годы, приоритеты изменились. Одновременно с ликвидацией трамвайной линии на Пионерской улице в 2002 году было закрыто движение и через Лазаревский мост. Весной 2008 года переправа перестала быть пешеходной, а строители приступили к разборке деревянных конструкций и возведению нового четырёхполосного моста, но только для автомобилей. Официально реконструкция Лазаревского моста стала этапом подготовки транспортного сообщения с новым стадионом на Крестовском острове. Однако на самом деле строительство этой переправы вбило предпоследний гвоздь в прекрасное прошлое одной из крупнейших городских рекреационных зон.
Ещё десять лет назад Крестовский остров, расположенный рядом с Каменным, стал считаться очень престижным районом. На нём начали возводить элитные жилые комплексы небольшой этажности. Однако значительную часть острова занимали общежития, которые к началу 2000-х годов исчерпали запас прочности и стали опасны. Их начали постепенно расселять, а участки продавать под строительство жилья высокого класса. Однако этажность и количество этих домов превысили все мыслимые масштабы, и это стало концом Крестовского острова как зоны элитной застройки. Заселение острова значительно увеличило количество автотранспорта. Также напомним, что на острове построили резиденцию для Конституционного суда. Даже несмотря на открытие метро, на остров стало достаточно сложно попасть и выехать с него. Единственной переправой был Большой Крестовский мост. Выезд через Каменный прикрыли в 2008 году, когда поток автомобилей стал нарушать покой обитателей респектабельных особняков. Понимая печальные транспортные перспективы острова, в 2007 году и решили реконструировать Лазаревский мост, пришедший к тому времени в полный упадок и ставший опасным даже для пешеходов.
В результате реконструкции мост стал двухполосным в каждом направлении. С нового Лазаревского моста можно будет повернуть налево на набережную Адмирала Лазарева только из левого ряда или ехать прямо на Пионерскую улицу из правого. Фаза зелёного сигнала значительно смещена в сторону увеличения времени поворота с Пионерской улицы на набережную Адмирала Лазарева. Проезд от набережной в сторону Новоладожской стал строго однополосным. Так что напряженное движение на этом участке никуда не исчезнет. Квартал, ограниченный набережной Адмирала Лазарева, улицей Пионерской и Малой Зелениной, находится на реконструкции. Если отойти подальше от набережной и обернуться на мост, то станет ясно: спрямление Пионерской улицы и несколько иное расположение Лазаревского моста позволило бы расширить набережную и Пионерскую улицу, чтобы избавится от проблем. Однако, судя по всему, вопрос будет решён за счёт домов 46 и 48 по Пионерской улице, которые «не вписываются» в новую концепцию развития данного района. Прямо за ними возводится громадный жилой комплекс на месте бывшего завода «Вулкан», и в скором времени напряженность на дорогах в этой части города ещё больше возрастёт. А ведь этот транспортный коридор задумывался как возможность объезда Дворцового моста на период его реконструкции и альтернативный въезд в центральную часть города.
Мост обошёлся городскому бюджету в 1,2 млрд. рублей. Хотя первоначально планировалось потратить меньше 1 миллиарда. Последнее «подорожание» произошло весной этого года, когда стало известно, что подрядчик получит по допсоглашению ещё 85,5 миллиона рублей. Это вызвало пристальный интерес депутата ЗакСа Виктора Евтухова, который 13 мая отправил губернатору Валентине Матвиенко запрос, на что пойдут дополнительные средства, если в условиях кризиса строительные материалы дешевеют. Ответа на этот вопрос пока не последовало.
Качество строительства, увы, оставляет желать лучшего. Асфальт на пешеходной части моста очень неровный. Впрочем, как и проезжая часть. Автомобиль заметно качает, когда он едет по достаточно грубому крупнозернистому асфальту. Ещё один курьёз можно увидеть на памятной доске, которую установили на одной из опор. Срок окончания строительства моста обозначен как «август 2009 года». Быть может, три месяца строителям потребуется на устранение недостатков?
Помимо Лазаревского моста корреспондент «Фонтанки» посетил Большой Петровский мост. Его также хотели реконструировать из деревянного пешеходного в металлический автомобильный. Больше года назад председатель КБДХ Олег Виролайнен обещал, что работы должны начаться в 2008 году. Но дальше площадки временного хранения элементов пролётного строения моста дело пока не двинулось. Надо отметить, что при возведении моста планируется использовать элементы «сына Лейтенанта Шмидта» - временного моста Лейтенанта Шмидта. Пока они просто ржавеют под открытым небом, а по деревянному мосту продолжают идти пешеходы. Успеют ли строители возвести мост к открытию стадиона, ведь протяженность переправы более 100 метров.
Впрочем, и этот мост вряд ли поможет острову, когда появится новый стадион. Максимальная пропускная способность одной полосы – 2000 автомобилей в час. Даже три моста (два двухполосных и один трёхполосный) в идеальных условиях смогут выпустить с острова максимум 14 тысяч авто в час. При этом фактическая пропускная способность вряд ли будет выше 8 тысяч, поскольку левый поворот на набережную Адмирала Лазарева будет упираться в поток с Большого Крестовского моста, а улично-дорожная сеть Петроградской стороны не может похвастаться широкими магистралями. Вопрос же работы общественного транспорта так и не решен. Кроме метро и автобуса 25-го маршрута сюда ничего не ходит.
В результате Лазаревский мост оказывается полезен лишь для тех, кто поселился на Крестовском острове или посетителей немногочисленных малых спортивных объектов. На пути следования тех, кто едет через набережную Адмирала Лазарева на Васильевский остров, стало одним светофором и узким местом больше.
Кстати, до среды, 27 мая, закрыт проезд по Новоладожской улице. Сегодня там начали укладывать нижний слой асфальта. В понедельник-вторник будут укладывать верхний слой и только в среду утром улицу откроют для машин.
Владимир Фёдоров,
«Фонтанка.ру»