Организация берегового этапа международной регаты The Tall Ships Rases Baltic — 2009, которая пройдёт в Петербурге 11-14 июля, вышла на финишную прямую. Работу российского оргкомитета проинспектировали английские коллеги из Международной ассоциации учебных парусных судов (STI) и, в целом, остались довольны увиденным. Впрочем, не обошлось и без ложки дёгтя: гости с Туманного Альбиона раскритиковали состояние понтона на Английской набережной, где должны быть пришвартованы самые большие яхты. На его ремонт есть деньги, однако владельцы плавучей пристани — военные моряки — не разрешают начать работы.
Решением данной проблемы могло бы стать подписание договора о совместном использовании понтона Ленинградской военно-морской базой и Морским портом Петербурга. Однако, по словам генерального директора компании «Инфлот» Андрея Мушкарёва, на это уже нет времени, а без договора начальник базы, контр-адмирал Липинский, разрешения на ремонт понтона не даёт. В сложную ситуацию пообещал вмешаться председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул. Возможно, чтобы повлиять на военных, ему придётся пустить в ход главный козырь — имя официального патрона регаты — премьер-министра Владимира Путина. Приедет ли он лично поучаствовать в регате, пока точно неизвестно, но организаторы на всякий случай готовятся к приёму высоких гостей.
В чём уж точно не приходится сомневаться, так это в огромном объёме проделанных работ. Уже прошли подготовку 450 волонтёров, владеющих хотя бы одним иностранным языком. Они начнут трудиться уже 8 июля, когда в акваторию Невы войдёт первое судно. Работы будет предостаточно: планируется прибытие 127 больших и малых яхт с несколькими тысячами членов экипажа. Каждого потребуется встретить, показать город и, вообще, всячески развлекать все 4 дня — именно этим и будут заниматься волонтёры.
Найдётся работа и для таможенников с пограничниками — все яхты должны быть досмотрены прямо на месте стоянки, а экипаж пройти паспортный контроль в обычном порядке. Кстати, многие капитаны судов остались недовольны тем, что за российские визы им пришлось платить — они рассчитывали получить их бесплатно. Впрочем, Николай Асаул отметил, что российским экипажам точно также приходится платить за польские и финские визы (яхты прибудут в Петербург из Гдыни, а отправятся в Турку), так что всё справедливо. Следует отметить, что на одном из причалов будет даже организован магазин беспошлинной торговли.
Временно пешеходная
Большинство яхт прибудут в ночь с 10 на 11 июля, впрочем, некоторые пришвартуются пораньше - 9 и даже 8 числа. Правда, доступ для публики всё равно будет разрешён только начиная с 11 июля и лишь на самые большие суда.
«Мелкие не рассчитаны на такое паломничество и могут не выдержать испытания», - отметил Владимир Кучинский, координатор портового комитета TSR Baltic - 2009.
Для швартовки судов будут оборудованы 6 отдельных причалов. Небольшие яхты (класса С и D) «припаркуют» отдельно на двух причалах у набережной Лейтенанта Шмидта (см. карту). Между ними, возле памятника И.Ф. Крузенштерну, будет находиться стоянка более крупных судов (класса В и нескольких класса А). Яхты-гиганты (класс А) расположатся также на причалах в районе ледокола «Красин» и на Английской набережной. Ещё один причал из-за недостатка места пришлось оборудовать уже за мостом — несколько яхт класса В встанут напротив Академии художеств. При этом все причалы будут оборудованы бесплатным интернетом посредством технологии Wi-Fi.
Что касается культурной и спортивной программ, то они сконцентрированы на набережной Лейтенанта Шмидта на отрезке между 9-й и 22-й линиями. На время проведения петербургского этапа набережная будет закрыта для автомобилистов. Здесь будут расположены 2 основные сцены для музыкальных концертов, парк для любителей экстремального спорта, детский городок и множество лотков с сувенирной продукцией, временных кафе и баров. Кульминацией праздника станет парад участников всех яхт — он пройдёт 14 июля, стартовав у памятника Крузенштерну и финишируя на Стрелке. А вот самое зрелищное мероприятие — парад парусов — смогут увидеть совсем немногие. Как с сожалением констатировал Владимир Кучинский, Морской канал расположен таким образом, что увидеть яхты в полной оснастке с берега не представляется возможным.
Деньги за ветер
Минимальная сумма организации этапа, согласно контракту с STI, составляет 51 млн рублей бюджетных средств Петербурга. Кроме того, организаторам окажут материальную помощь и частные спонсоры. Например, бункеровку 24 судов класса А за собственные средства проведёт ООО «Газпромнефть Марин Бункер» (дочерняя структура ОАО «Газпромнефть»), а спасательную экипировку российским участникам оплатит «Совкомфлот». Общий бюджет мероприятия некоторые специалисты оценивают в 150 миллионов рублей, зато возможный доход может составить сумму в 400 миллионов, если оправдаются планы Портового комитета по привлечению 1-1,5 миллиона зрителей на берега Невы. Впрочем, представитель STI Питер Ньюэлл высказал неудовлетворение раскруткой этапа среди пассажиров круизных лайнеров, заходящих в Петербург.
«От них можно было бы получить неплохой доход, продавая экскурсии на борта крупных судов. Это можно делать прямо в порту, и я советую обратить на это внимание», - заявил он.
А после ухода парусников Петербургу достанутся более 500 погонных метров причальных сооружений и 20 парусников различных классов. Что с ними будут делать власти, пока не ясно.
«Можно их продать в яхт-клубы, чтобы у них могли пришвартовываться яхты миллионеров. А можно создать межвузовский яхт-клуб, у нас есть такая идея. Проблема лишь в том, что причалы куплены на городские деньги, а вузы у нас, как правило, федеральные. Поэтому вопрос, к сожалению, до сих пор открыт», - отметил Сергей Тимошков, глава подкомитета гавани и флота Портового комитета.
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»