Правительство РФ приняло решение, которого давно ждали на одной из самых грандиозных и самых скандальных строек Петербурга. Премьер Владимир Путин на заседании в Москве постановил: новому архитектурному конкурсу быть. Кроме того, решено установить неусыпный контроль над расходованием средств на площадке. Для этого предложено открыть специальные счета, поднадзорные правительству.
«Считаю необходимым провести в самые короткие сроки конкурс на выбор архитектурного решения и последующую разработку проектно-сметной документации», - цитируют Владимира Путина федеральные СМИ. Однако премьер отметил, что из-за проведения дополнительных конкурсных процедур срок окончания строительства сдвинуться не должен. Вторую сцену должны достроить до 2011 года.
Также было решено, что уже построенная подземная часть меняться не будет. В условия конкурса будет внесено положение, обязывающее нового архитектора «подогнать» свой проект под сформированный театральный цоколь.
Не получится у участников конкурса нафантазировать и свыше отведенного на строительство второй сцены финансирования. Смета, по словам Путина, останется неизменной. Более того, расходование средств на площадке отныне будут контролировать более жестко. «Считаю целесообразным, по предложению финансовых учреждений, открыть специальные счета, чтобы финансовая сторона находилась под нашим постоянным контролем», - отметил Путин. За какое время удастся провести новый конкурс, пока неизвестно. Директор нынешнего подрядчика строительства Мариинки-2 «Северо-Западной дирекции по реконструкции и реставрации» Валерий Гутовский, присутствовавший на совещании в Москве, обещал рассказать подробности позже.
Однако известно, что претенденты на звание архитектора нового театра будут. Так, на одном из последних совещаний на строительной площадке Валерий Гутовский сообщил «Фонтанке», что за время работы по объекту подготовлено около 15 альтернативных решений фасадов второй сцены, а их авторами являются и российские специалисты — петербургские и московские, и зарубежные — немцы, французы и канадцы. Именно с канадцами, на проекте которых настаивает Валерий Гергиев, в последнее время идет плотная работа. «Приходится их переучивать, - заметил Гутовский, - так как они не знают российских строительных норм».
Среди этих «альтернативных» и те, которые начали поступать в дирекцию по строительству второй сцены задолго до объявления проекта Доменика Перро неисполнимым, и новые работы. Одна из новых — проект московского архитектора Алексея Денисова. Он попытался решить его в классическом стиле.
В дирекцию и минкульт этот проект был представлен еще полгода назад, но на прошлой неделе его официально опубликовал московский ВООПИК, главой которого является Денисов. Судя по всему это можно считать началом конкурсной борьбы, так как московский ВООПИК официально заявил о желании участвовать в борьбе за то, чтобы не победил «чужеродный и дисгармоничный по отношению к архитектурно-градостроительной среде» вариант.Еще одним участником, как предполагается, будет канадская мастерская Diamond + Schmitt Architects, проект которой уже около полугода лоббирует Валерий Гергиев. Канадцы предлагают проект с прямоугольными фасадами, а Гергиев хвалит акустические данные их реализованного на американском материке театра. К будущему конкурсу уже проявляют интерес и петербургские, и московские, и западные зодчие, так что многое будет зависеть от того, насколько открытым он будет. Смогут ли участвовать все желающие, или получат приглашения только избранные? В первом случае дело наверняка не обойдется одним туром.
Одной из серьезных проблем для архитекторов станет то, что фасад нужно будет создавать для вовсю идущей стройки. Ведь строительство уже вышло на поверхность — работы идут на отметке +1 метр.
Напомним, отказаться от проекта французского архитектора Доминика Перро, выбранного на конкурсе в 2003 году, вынудили выводы Главгосэкспертизы. В 2006 году ведомство не согласовало его проект рабочей документации, и был объявлен конкурс на доработку. Контракт с Перро остановлен. Позже стало известно также, что проект французского архитектора содержит около 400 ошибок и не может быть выполнен.
В апреле 2009 года министр культуры РФ Александр Авдеев, курирующий стройку, сообщил, что концепция и документация по строительству надземной части второй сцены Мариинского театра в Петербурге будет определена к лету. По его же словам, к июню будет полностью закончен фундамент здания.
Справка:
В Петербурге архитектурные конкурсы – не редкость. Как правило, их проводит либо город, либо инвестор, вкладывающий средства в тот или иной проект. Окончательное архитектурное решение утверждает Градсовет.
По опыту предыдущих конкурсов можно сказать, что процедуры занимают от 2 месяцев до полугода, иногда и больше. Самый «быстрый» архитектурный конкурс Петербурга прошел в 2006 году, когда определялись с концепцией реконструкции Новой Голландии. Прием заявок был объявлен в январе, а итоги подвели в феврале 2006. Три месяца выбирали решение для делового комплекса «Охта центр» - с октября по декабрь 2006. Пять месяцев занял конкурс на архитектурную концепцию Набережной Европы (итоги подвели в марте 2009), полгода – с сентября 2007 по январь 2008 шел конкурс по выбору концепции реконструкции Апраксина Двора.
Маша Могилевская,
Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»