«Королева вердиевского репертуара», мировая звезда, сопрано - Сондра Радвановски впервые выступила в Санкт-Петербурге. К сожалению, организаторы для единственного концерта певицы выбрали Гербовый зал Государственного Эрмитажа- место «пафосное», но для подобных концертов не подходящее ни по акустике, ни по комфорту для публики и артистов.Тем не менее, этот вечер стал для Сондры Радвановски вечером триумфа.
Несмотря на то, что пением Сондра Радвановски занялась весьма рано, аж в одиннадцать лет, международное признание к ней пришло сравнительно недавно – но зато певица никогда не была «восходящей звездой»: на музыкальный небосвод г-жа Радвановски взлетела буквально со скоростью ракеты и с полным правом заняла своё место на интернациональной «орбите» – ныне певица весьма востребована во всём мире, от Мекки оперного искусства, миланского театра Ла Скала, до Венской оперы и легендарной Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В 1995 году Сондра Радвановски выиграла Metropolitan Opera National Council Auditions и в том же году получила первую премию на американском конкурсе Loren L. Zachary Society Competition, а также стала победительницей конкурса Джорджа Лондона 1997 года.
Драматический и сценический талант сопрано Сондры Радвановски вкупе с её великолепной вокальной техникой очень быстро утвердили за ней славу звезды, а американская критика безоговорочно признала певицу лучшей вердиевской сопрано своего поколения. Её воплощение роли Елены в редко исполняемой опере Верди «Сицилийская вечерня» в Парижской опере вызвало целую бурю восторгов в оперном мире, и даже критика оказалась на редкость единодушна в оценках. Эльвира в исполнении Сондры Радвановски в Метрополитен-опера вызвала не меньший восторг прессы. Недавние её выступления, высоко оцененные критикой, включали в себя спектакли «Сирано де Бержерак» с Пласидо Доминго в Милане, Нью-Йорке и Лондоне, «Сицилийскую вечерню» в Вене, Лукрецию Борджиа на Канарских островах, Лину в «Стиффелио» Верди в Королевской опере Ковент Гарден, Леонору («Трубадур» Верди) в Дойче Опер Берлин, Хьюстон Гранд Опера, Метрополитен-опера и на фестивале в Брегенце.
К сожалению, в Санкт-Петербурге организаторами для единственного выступления певицы был выбран Гербовый зал Государственного Эрмитажа: место настолько же «пафосное», насколько и не подходящее для подобных концертов ни по своим акустическим качествам, ни по элементарному комфорту для публики и артистов. Меломанам, выложившим за билеты от 800 до 1300 рублей, приходилось сидеть на лёгких стульчиках, а то и вовсе на скамеечках без спинок. Музыканты оркестра переодевались в галерее 1812 года, а сама примадонна должна была выходить к оркестру сзади, из-за спин публики, по пути пересекая весь зал.
Тем не менее, этот вечер стал для Сондры Радвановски вечером триумфа. Она сфокусировала своё внимание большей частью на Верди, исполнив в концерте пять его арий, и среди них – две арии Леоноры из «Трубадура» – роли, ставшей своеобразной визитной карточкой примадонны. Потрясает, как в арии «D'amor sul'ali rosee» при необыкновенной голосовой мощи в верхнем регистре певица в то же время демонстрирует своё умение убирать голос до тончайшего pianissimo без малейших потерь ни в тембре, ни в полётности, ни в фокусировке голоса.
Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Радвановски спела с драматическим размахом – тем не менее, не «смазав» ни одной колоратуры. Необычайно привлекают её мощные и свободные верхние ноты – «си-бемоли» и «до» она брала с лёгкостью и бесстрашием; однако её голос звучит мягко и нежно, когда этого требует музыка. Признаться, давненько мне не приходилось слушать столь впечатляющее и безоговорочно убеждающее сопрано. Порой казалось, что она обладает сверхъестественными способностями, которые позволяют ей всегда вызывать у зрителя доверие и симпатию.
Признаться, лишь ария Тоски (из одноимённой оперы Пуччини) показалась несколько выбивающейся из ярко убедительной галереи её героинь – но в качестве концертного номера такой «монолог примадонны», бесспорно, имеет право на существование.
Впечатление от концерта было слегка подпорчено оркестром под управлением Константина Орбеляна: в первом отделении Интермеццо из «Манон Леско» Пуччини было исполнено не просто вне стиля и безо всякого смысла, но и откровенно фальшиво. А во втором отделении увертюра Оффенбаха к оперетте “Орфей в аду” (сыгранная очень неряшливо) была так же уместна в серьёзной оперной программе, как сомбреро на папе римском. И просто ужасен был аккомпанемент к романсу Рахманинова «Вешние воды», спетому Сондрой Радвановски на бис.
Тем не менее, концерт стал выдающимся событием в музыкальной жизни Питера – для тех, кто смог посетить концерт (рекламы в городе практически не было): г-жа Радвановски являет собой счастливый комплекс тех качеств, которые мы часто называем «удивительными» или «неуловимыми». Она артистична, она убедительно, естественно и с подкупающей искренностью проживает свои образы без тени пережима или свойственного нашим отечественным оперным «звёздочкам» последнего времени «сексапильно»-разбитного заигрывания с залом; с лёгкостью управляясь со своим богатым голосом, она с первой же ноты захватывает публику и каким-то непостижимым и необъяснимым образом затрагивает в душе слушателя самые потаённые струны. Остаётся только сожалеть, что появление оперных звёзд подобного класса в Петербурге теперь можно наблюдать гораздо реже, чем полное солнечное затмение.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"