Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -3

2 м/с, ю-в

765мм

84%

Подробнее

Пробки

1/10

Национализированное имущество потомкам владельцев не отдадут

3076

Вопрос о реституции изъятого из частной собственности после переворота 1917 года имущества не обсуждается, да и очень мало претендентов, которые могут подтвердить права наследников домов и  усадеб.

Об этом на конференции нотариусов по вопросу наследственного права сообщила заместитель начальника управления конституционных основ частного права Конституционного суда России Марина Залесская, передает корреспондент «Фонтанки».

По ее словам, около 15 тысяч человек, исследовав архивы, смогли доказать свои права на дворянство, что признали соответствующие общественные организации. Но далеко не всегда представленные ими документы безупречны – зачастую наследники помещиков, купцов и домовладельцев не знают, что собственность их предков была продана до 1917 года.

По словам Марины Залесской, попытка решить вопрос реституции средствами конституционного судопроизводства уже предпринимался – в 2004 году был оспорен Декрет президиума ВЦИК об отмене права частной собственности на недвижимость в городах 1918 года.

Суд отказался рассматривать этот вопрос по существу под предлогом того, что декрет Ленинского правительства – «политический акт, на основании которого в период изменения государственного строя принимались решения о национализации и экспроприации находившегося в частной собственности недвижимого имущества».

После завершения этого процесса, по мнению судей, декрет исчерпал свою силу, и, следовательно, проверка его конституционности не может быть осуществлена.

В отличие от России, в постсоветских странах Европы (Латвия, Литва, Эстония, Польша, Болгария, Румыния) были приняты специальные законы о реституции или денационализации, которая проводилась в этих государствах в 40-х, а иногда в 50-х и 60-х годах прошлого века.

Но юридически это было сделать проще – в Литве, например, после 1991 года была признана Конституция 1938 года, а следовательно – вытекающие из нее права собственности прежних владельцев. «В России это невозможно», – констатировала Марина Залесская.

Правда, даже в Европе возвращали не всем и далеко не на самых выгодных условиях. Во многих странах претендовать на собственность могли только проживающие в республике на момент принятия закона о реституции, а в Эстонии и Латвии с самого начала признавались и права находящихся за рубежом наследников. В Болгарии иностранцев обязали продать получаемую недвижимость (леса и сельскохозяйственные угодья).

Далеко не всегда реституции рады и сами новые собственники жилых домов. Так, в Латвии  государство установило тарифы, по которым наниматели оплачивали аренду квартир в денационализированном доме, но зачастую этих денег не хватало новому собственнику для поддержания обветшавшего за десятилетия строения.
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close