В рамках празднования Дня города в Михайловском театре состоялась мировая премьера «Анны Карениной» - фильма Сергея Соловьева по роману Льва Толстого. Растроганный режиссер, снимавший фильм десять лет, признался, что предложи ему на выбор: открыть «Карениной» Каннский фестиваль или показать картину в Михайловском, он бы выбрал Петербург. И только об одном жалел: что нет с нами Олега Янковского, еще десять дней назад твердо пообещавшего приехать на премьеру в Михайловский…
- Я давно понял, что картину нужно показывать вместе с тем слоем, который ее породил. Площадь искусств, памятник Пушкину, Русский музей – это и есть тот культурный слой России, который породил это произведение Толстого, этих героев. Если бы мне предложили: «Что ты хочешь: показать картину на открытии Каннского фестиваля, или здесь – в Михайловском театре? Я бы, не задумываясь, выбрал Петербург, и, честное слово, я счастлив. Мировая премьера «Анны Карениной» состоялась в правильном месте. И я благодарен Владимиру Абрамовичу Кехману и всем петербуржцам, что помогли это сделать, - признался растроганный режиссер на премьере.
В Михайловском действительно был кинобум. Отнюдь недешевые билеты смели за две недели до показа, был назначен дополнительный сеанс, и та же история. На площади у театра постелили красную дорожку, установили скульптуру Анны, выставили на всеобщее обозрение уникальные костюмы героев картины, повесили огромные фотографии актеров. Канны отдыхали!
На премьере Сергей Соловьев ответил на вопросы обозревателя «Фонтанки».
После десяти лет мытарств и проблем у картины настал счастливый миг – такая красивая премьера! Но как и где простым смертным увидеть вашу «Анну Каренину»? Вот уже говорят, что сделана английская дубляжная версия…
- Действительно, на Западе интереса к моей картине у деловых людей значительно больше, чем у нас. Наши боятся – а как мы объясним самым простым молодым людям, кто такая Анна Каренина?! Роман Толстого уже мало кто знает. Никому, мол, это уже не интересно.
На днях знатоки телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» радовались, как малые дети, когда с превеликим трудом правильно ответили на вопрос: «Кем приходилась Анна Каренина Стиве Облонскому?» А что уж говорить о массовом посетителе нынешних кинозалов, вскормленном голливудскими блокбастерами и поп-корном!
- И все-таки я думаю лучше о наших людях. Мне историю рассказали, в которую я отказывался верить. Что, мол, в Питере, в Александринском театре, на вечере Беллы Ахмадуллиной, битком был зал набит, и никто не уходил. Я представить себе такого не мог: ахмадуллинские стихи прочитать-то очень трудно, а тут она дудонила весь вечер, и народ не уходил, все требовали: «Давай еще!»
Значит, публика у нас очень разная. А кинопрокатчики привыкли ориентироваться только на тот слой, что любит поп-корн. Ну, хотят ребята поп-корном нажраться до отвала, и пусть себе едят. И любят они девчонок приглашать за 500 рублей в какой-нибудь лежачий кинозал – есть нынче и такие! Да и пусть лежат, хохочут и жрут поп-корн, запивая пивом или колой. Имеют право! Но еще есть огромное число людей, что не рвутся жевать поп-корн лежа с девушкой в кинозале, а хотят сидеть и внимательно смотреть на экран. Их тоже нужно понять, они нормальные российские люди, конституционно имеют право на свою радость…
В общем, я надеюсь на здравый смысл, на понимание друг друга - не на вражду. Надеюсь нынешней осенью выпустить в российский прокат «Анну Каренину» и «2-АССА-2» - такую свою кинодилогию. Я и еще одну картину снял, это будет чистый сумасшедший дом. Осенью же хочу выпустить третью картину «Агу, или Одноклассники», которая чем-то напоминает «Сто дней после детства». Вот возьму, и эту странную, безумную обойму из трех фильмов выпущу на экраны.
«Анна Каренина» стала картиной, где завершили свой актерский путь Александр Абдулов (он сыграл Стиву Облонского) и сыгравший Каренина Олег Янковский...
- И тот, и другой сыграли блистательно, и они страстно хотели попасть на премьеру в Петербург. Отказались смотреть картину со мной вместе в Москве, в зале Мосфильма. Олег Иванович еще десять дней назад говорил мне: «Нет такой причины, по которой я бы не приехал в Михайловский на премьеру. Как бы себя ни чувствовал… Не могу же себя так плохо чувствовать, что не приеду. Будет мне плохо, наколюсь и приеду!» Но вот, видите, не случилось. Хотя, конечно, и он, и Саша Абдулов здесь, с нами…
Титры фильма пестрят словами благодарности десяткам петербургских музеев, компаний, фирм, частных лиц, помогавших в создании «Анны Карениной»...
- А так и было! Целая когорта художников трудилась с нами. Мы почти не снимали в павильоне, только каренинский дом. Все остальное - подлинные питерские интерьеры. Особая благодарность питерскому художнику г-же Зелинской. Нам она открыла, показала, «сдала» тайный Питер. Так, квартиру Вронского нашли в каком-то немыслимом, полузакрытом НИИ, сломали ноги, руки, пока дошли по каким-то лестницам, покрашенным синей совдеповской краской. Открыли дверь и ахнули: стоит готовая квартира Вронского!
А как помогли нам ваши железнодорожники! Ведь паровозов таких уже нет. Два дня мы снимали эпизод на Витебском вокзале, и несколько раз ко мне подходили какие-то люди: «Снимай быстрей, потому что вот-вот паровоз взорвется! Он уже давно пережил свой век». Найти станцию, где не было бы электрических проводов – легче сойти с ума. Нам же такую нашли, под Ленинградом.
И в Юсуповском дворце, и повсюду, мы чувствовали потрясающее доброжелательное и заинтересованное отношение питерских людей. Не было такого: «А вы чего пришли?!» Киношников ведь боятся как огня: вломятся, нагадят и свернут удочки. А здесь, когда узнавали, что снимаем «Анну Каренину», открывали замки и двери. От Ильи Клебанова, председателя попечительского совета Михайловского театра, исходила идея устроить премьеру именно в Питере.
На что у вас ушло десять лет?
- Толстой писал прозу. Я снимал по прозе кино. Как человек, окончательно испорченный соцреализмом, всю дорогу думал: какая мысль главная меня терзает? Чем ближе конец, тем отчетливей понимал, что ничего не хочу сообщить зрителям, и нет у меня никакой главной мысли. Есть только толстовский текст, его и стараюсь визуализировать. И только недавно до меня вдруг добрела простая и очень ясная мысль: картина-то не про измену!
Вообще не про это. Картина про любовь и цену любви. Про то, чем оплачивается любовь тогда, когда есть она. Когда ее нет, все оплачивается деньгами или еще какими-то прелестями. А когда есть любовь - оплачивается жизнью. И вот она, цена любви, заплаченная Анной: от абсолютно прелестного, благополучнейшего существа до окровавленного куска руки и абсолютно раскуроченного человека.
Правда, что американцы просили Вас изменить финал?
- Предлагали любые деньги. Только измени финал, а то ведь не поймет американский зритель всей этой трагедии. Но мое мнение, что ни одна человеческая жизнь не заканчивается хэппи-эндом. И в то же время вся человеческая история в принципе очень напоминает то, что в конечном итоге как-то может обернуться хэппи-эндом. Просто никто не знает, в чем «хэппи» и в чем «энд»…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру» Фото Михаила Садчикова