Фонд имущества Петербурга 8 июля продаст с аукциона золотой слиток 99,99-й пробы весом более 11 килограммов — это подарок городу на 300-летие от официальной делегации Республики Адыгея. Драгоценный дар пролежал в одном из смольнинских сейфов 6 лет, за это время успел подорожать в три раза, а теперь поможет русской православной церкви — на вырученные деньги в Царском Селе достроят храм.
Стартовая цена лота — 10,5 млн. рублей, так оценили слиток в Фонде имущества в конце апреля. С тех пор он подорожал уже на полтора миллиона (согласно изменению стоимости унции золота на Лондонской бирже), но цена на начало торгов так и останется неизменной. Кстати, на момент дарения в мае 2003 года стоимость унции золота составляла порядка $350, а сегодня добралась до уровня $980,5, то есть почти утроилась. Правда, как выяснилось, Петербург на этом ничего не заработал. Все вырученные деньги будут направлены на благотворительные цели, причём не в детские дома или интернаты, а для достройки храма Святой Великомученицы Екатерины в Царском Селе, который находится на балансе РПЦ.
Для церкви - исключение
К мероприятию в Смольном подготовились заранее: решение о спонсировании строительства церкви в Царском Селе было принято городским правительством ещё в начале прошлого года, а в бюджете нынешнего для этих целей уже предусмотрена специальная субсидия размером в 15 миллионов рублей.
«Если вырученная сумма превысит эту цифру, то внесём соответствующие поправки — это не проблема», - заявил глава КУГИ, не уточнив, впрочем, что произойдёт, если сумма окажется меньше.
По словам директора «Фонда имущества Санкт-Петербурга» Андрея Степаненко, потенциальных участников аукциона будут искать в том числе на Петербургском экономическом форуме — там будут раздавать приглашения всем желающим. Поскольку официально продавать золото в нашей стране имеют право лишь уполномоченные банки, то посредником между продавцом и покупателем выступит «Сбербанк». Впрочем, технические детали уходят на второй план по сравнению с этическими. Можно ли продавать подарок, вместо того чтобы, например, выставить в музее — вопрос отнюдь не риторический. Председатель КУГИ Игорь Метельский считает, что, вообще-то, подарки с торгов пускать не слишком красиво, но вот если в пользу православной церкви, то вполне допустимо.
«В этом нет ничего кощунственного, ведь деньги пойдут не куда-нибудь, а на постройку храма», - подчеркнул он.
Однако далеко не все согласны с такой простой формулировкой.
«Здесь очень много щекотливых моментов, начиная с самого факта продажи подарка и заканчивая тем, что столь большие деньги передаются церкви в такой непростой экономической ситуации. Впрочем, я не знаю всех деталей, так что от дальнейших комментариев воздержусь. Ну а в самой благотворительности со стороны властей нет ничего страшного — все государства занимаются этим в той или иной степени. Например, содержание музеев — это ведь и есть одна из её форм», - считает известный писатель Михаил Веллер.
Петербургская оппозиция видит в субсидиях РПЦ порок всей исполнительной власти, которая фактически неподконтрольна власти законодательной.
«По большому счёту, такие вопросы должны согласовываться с депутатами, которых выбирают горожане. Но этого, как правило, не происходит, кроме того, ЗакС всё равно «проштампует» любое решение Смольного. А что касается церкви, то я, хоть и православный, считаю, что она должна вести себя несколько скромнее», - подчёркивает Максим Резник, председатель петербургской организации партии «Яблоко».
Культовый передел
Церковь Святой Великомученицы Екатерины и Соборную площадь в Царском Селе планируют восстановить к празднованию 300-летия города в 2010 году. Сейчас храм находится на заключительной стадии строительства, фактически осталось лишь соорудить и позолотить купола. Именно на эти цели город и намерен выделить средства, вырученные на аукционе. Вообще, на восстановление культового сооружения, взорванного в 1939 году, РПЦ не потратила ни копейки — он целиком строится на частные и корпоративные пожертвования. Например, любой желающий может перечислить деньги в специальный Фонд, а взамен получить право на увековечивание своего имени на кирпиче в кладке храма. Среди желающих уже отметились и первые лица города — например, Валентина Матвиенко. В фонд отправились средства, вырученные за продажу на благотворительном аукционе её картины, написанной в ходе Рождественских праздников.
Обращает на себя внимание тот факт, что решение о проведении аукциона приняли спустя несколько дней после встречи вице-губернатора Александра Вахмистрова с патриархом Кириллом. Впрочем, прямую связь между этими событиями Игорь Метельский отверг, заявив только о том, что «отношения у церкви и Смольного великолепные, и крепнут день ото дня». Правда, от ответа на прямой вопрос о перспективах передачи РПЦ некоторых знаковых для города храмов глава КУГИ предпочёл уйти.
«Те строения, где находятся городские структуры, остались в нашем ведении. Вопрос об их совместном использовании будет обсуждаться, но не сейчас», - пояснил он.
Напомню, что РПЦ и Министерство экономического развития настаивают на передаче церкви 13 объектов, находящихся в собственности города. Среди них Исаакиевский собор, Смольный монастырь, Петропавловский собор, Церковный дом в Петропавловской крепости и некоторые другие.
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»