3 и 4 июня «Аквариум» вернулся на большую сцену, и, к радости поклонников, в новой программе «Песни Паисия Пчельника» БГ выглядел, пел, играл, как в лучшие времена. Несмотря на то, что в начале года БГ здорово всех напугал – сердце прихватило так, что пришлось сделать операцию в берлинской клинике.
В начале года БГ здорово всех напугал – сердце прихватило так, что пришлось сделать операцию в берлинской клинике. Поползли слухи, что гастрольную деятельность «Аквариуму» надобно свернуть на полгода-год. Доктора строго-настрого запретили тяжелые нагрузки (а трехчасовой сольный концерт – разве не тяжкий труд!), курить и выпивать. И когда в конце марта БГ вышел на сцену, впечатление оставил двоякое: да, вернулся, но концерт длился меньше часа, играл БГ сидя, а в репертуаре многие заметили налет трагичности. Поэтому традиционных летних концертов в ДК Ленсовета ждали с опаской. Но 3 и 4 июня «Аквариум» вернулся на большую сцену, и, к радости поклонников, в новой программе «Песни Паисия Пчельника» БГ выглядел, пел, играл, как в лучшие времена… Кстати, «Паисий Пчельник» - персонаж вымышленный, задуманный как мифический православный святой.
Послушать достояние отечественной культуры в ДК Ленсовета пришли дружно – зал полон, девушки – с цветами. Публика ликовала, услышав не только композиции с нового альбома «Лошадь Белая», но и родные, по словам БГ, «плоть от плоти» петербургские - «Пески Петербурга», «Моей звезде», «Орел, Телец и Лев». По сравнению с мартовским концертом, в «Аквариуме» музыкантов прибавилось: вместе с БГ играли: Брайан Финниган – загадочный флейтист, уже известный петербургской публике; ныне живущий в Лондоне легендарный басист Александр Титов, игравший в «Аквариуме» еще в 80-х.; Игорь Тимофеев, в чьих руках поочередно оживали гитара, флейта и саксофон; перкуссионист Олег «Шар» Шавкунов; душа «Аквариума» - скрипач Андрей Суротдинов, а также барабанщик Алик Потапкин и виолончелист Алексей Жилин.
Концерт случился не в пример мартовскому – сугубо позитивный. По всему видно, кризис преодолен, кумир бодр и мудр. Докторов за кулисами не наблюдалось, у подъезда не дежурила карета скорой помощи. Зато там дежурила толпа поклонников, а на концерте Борис Борисовича утопили в букетах и подарках. Приятно было, что цветы дарили и остальным музыкантам группы. Нашлись и такие сердобольные зрительницы, что несли Борису мед, варенье, даже деревянный бочонок с каким-то целебным бабушкиным снадобьем. Растроганный рок-гуру повторял: «Наконец, мы дома!» и, судя по всему, летний домашний концерт дался не просто, не стал рядовым, вызвал бурю положительных эмоций. Очень кстати пришлась песня «День радости» из «Белой Лошади». И вообще, как спел БГ в новом альбоме, «...есть повод прийти сюда еще один раз».
Обозреватель «Фонтанки» не удержался от соблазна задать Борису Борисовичу несколько вопросов.
Как Ваше самочувствие, Борис Борисович?
- Отлично себя чувствую! Вот бросил курить - врачи попросили. И я решил временно не курить. Был момент, что временно не выпивал, но это в прошлом…
Ваши недруги любят говорить, что в последнее время новые композиции БГ – одна большая и давно знакомая песня… А у Вас самого не было ощущения, что Вы повторяетесь и пишете песни, похожие на те, что сами писали раньше?
- Писание любой песни состоит из откидывания сотен вариантов, которые уже были. Ты думаешь: «Стоп, это у меня уже где-то было». Но при этом при всем, есть вещи значительно главнее – когда чувствуешь, что слова и музыка сами складываются в песню. Если такая магия у песни возникает, все сомнения побоку. Этого никогда не было, а это было уже десять раз. Но в твоих устах все прозвучит уникально. Люди ведь говорят «я люблю тебя» довольно часто. В этом нет ничего нового. Однако каждый раз эта фраза звучит по-разному. И она может «продрать» так, что ты забудешь о том, что тебе ее говорили тысячу раз.
В одном из недавних интервью Вы неожиданно для многих позволили себе критику в адрес произведений Достоевского и Толстого. Считаете ли Вы, что любой Ваш слушатель может столь же критично относиться к величайшим произведениям мировой культуры?
- Конечно, может! Почему нет? У каждого человека есть возможность выбирать. Мое отношение к этим писателям – мой выбор. Вы можете думать иначе, и, поверьте, ничего страшного ни с вами, ни с классиками не случится (улыбается).
Вы спели как-то: «Каждый умрет той смертью, которую придумает сам». Можете растолковать, что Вы имели в виду?
- Растолковать, к сожалению, не могу, потому что трактовка не имеет право на существование. Мое дело спеть, а трактует пусть каждый по-своему. Я не знаю, где начинается мудрейший, а где сам я. Потому что своего у меня ничего нет. Все мое где-то было прочитано.
Извините, а что Вы вообще думаете о смерти?
- По-моему, это тот феномен, о котором думать абсолютно бессмысленно. Смерть случается с каждым живым существом. И что о ней не думай, раз все равно придет. Поэтому имеет смысл принять это как данность. И забыть о ней. Я очень рекомендую отношение самураев, которые изначально знают, что они мертвы. Человек просыпается утром и говорит: «Я мертв». А когда ты мертв, то тебя уже смерть не волнует. Тебе уже ничего не страшно. Когда человек мертв, его все радует. Потому что все, что ты видишь, даже муха пролетела – это неожиданный бонус. Мертвому это видеть в принципе не позволено. Но если ты видишь, значит, тебе дали бонус. Поэтому рекомендую всем взять на вооружение технику самураев и относиться к себе как к мертвецу - тогда жизнь покажется прекрасным даром.
Гарик Сукачев сказал о том, что сейчас время безвременья – в музыке и в искусстве вообще ничего не происходит. Так ли это?
- Боюсь, что это признак неинформированности. Происходит масса всего интересного. Мы имеем несчастную склонность ограничивать свой кругозор тем, что уже знаем. Если мы посмотрим шире, то увидим, что происходит что-то, что массу людей радует и дает им цель в жизни. Но мы про это не знаем, потому что мы этот феномен не умеем выделять из всех остальных. Это время такое же, как и все остальные времена. Я помню периоды, когда было интереснее искать новую музыку, а были периоды, когда было так же, как сейчас… Грубо говоря, если вам скучно, то винить в этом можете только самого себя.
А Вам бывает скучно?
- У меня никогда не бывает времени скучать. Так много вещей, которыми мне хочется заниматься. Я могу себе представить, что, может быть, в каком-то раю у меня будет так много времени, что мне будет скучно. А здесь, если мне будет скучно, я начну читать Умберто Эко. При этом я не стану ничего планировать, не люблю и не хочу делить жизнь на отрезки. Наслаждаюсь сегодняшним днем, чего и всем желаю!
Михаил Антонов, «Фонтанка. ру» Фоторепортаж Елены Коваль, «Фонтанка. ру»
Ранее по теме:
Бориса Гребенщикова хотят лишить ордена: "В его песнях такое..."