Вагит Алекперов пообещал администрации Петербурга обеспечить уплату 3 млрд рублей в виде налогов. Валентина Матвиенко в ответ - предоставить 2 участка площадью 2-2,5 га каждый под АЗС, а заодно и землю под офис подыскать. Это вызвало удивление экспертов и «Фонтанки».
Администрация Петербурга и ОАО «Лукойл» вдобавок к действующему уже более полугода соглашению о взаимном сотрудничестве подписали ещё и дополнительный протокол. В соответствии с ним нефтетрейдер обещает обеспечить уплату 3 миллиардов рублей в городской бюджет в виде налогов. Город в ответ намерен предоставить два земельных участка площадью 2-2,5 га каждый для строительства автозаправочных комплексов. Обязательства администрации внушают удивление: эксперты уже давно говорят, что Смольный продал практически все интересные нефтетрейдерам территории, к тому же на участках такой величины теоретически можно построить более десятка АЗС.
Где именно будут выделены участки, пока не сообщается. Официальный пресс-релиз «Лукойла» содержит лишь загадочную фразу о том, что заправочные комплексы будут построены «на трассах федерального значения в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 году». Что это за трассы и какое отношение имеет Олимпиада в далёком Сочи к Петербургу, пресс-служба не объяснила. Однако присутствие на церемонии подписания протокола главы Московского района Владимира Коровина, а также наличия на подведомственной ему территории главной федеральной трассы — Московского проспекта — позволяет сделать предположение о том, что новые заправки «Лукойла» появятся именно там.
Тот же пресс-релиз подчёркивает, что пятна под застройку будут выделены «в соответствии с действующим законодательством». Формально это означает, что будут проведены торги, а следовательно, победу на них именно «Лукойлу» никто гарантировать не может. Как этот факт согласуется с намерением администрации выделить пятна именно своему стратегическому партнёру, остаётся непонятным.
Вызывает удивление и размер предоставляемых пятен. Для сравнения: на последних торгах в Фонде имущества 29 мая ЗАО «Газпромнефть Северо-запад» купила единым лотом права аренды 12 земельных участков под строительство АЗС. Их общая площадь – 34363 квадратных метров, то есть чуть менее 3,5 гектар. В то же время «Лукойлу» обещано в общей сложности от 4 до 5 гектар, но всего лишь двумя отдельными территориями. Вызывает сомнение, что компания заинтересована только в появлении заправок на лакомых участках вдоль федеральных трасс.
Напомним, что петербургскую администрацию уже обвиняли в излишнем протекционизме по отношению к ОАО «Лукойл». В 2005 году компания выиграла торги в Фонде имущества на право аренды 30 пятен под АЗС практически без борьбы, заплатив сверх первоначальной цены чуть более 1%. Президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин назвал тогда прошедший аукцион «разыгранным спектаклем, подготовленным администрацией», а участие других компаний в торгах «номинальным».
Впрочем, только строительством АЗС петербургские планы главы «Лукойла» Вагита Алекперова не ограничиваются. Он заявил, что намерен перевести в петербургские порты часть своего флота, а также построить в городе новый офис компании. «У нас в Петербурге размещены 9 предприятий, входящих в группу компаний. Мы собираемся увеличить их, а также объединить под одной крышей», - заявил глава «Лукойла».
Валентине Матвиенко такие планы явно понравились. Губернатор пообещала помочь подобрать участок под строительство офиса, а также создать ей «благоприятные инвестиционные условия». «Город заинтересован в том, чтобы структуры «Лукойла» переезжали в к нам», - подчеркнула она. Вообще, Валентина Матвиенко не жалела тёплых слов в отношении как лично Вагита Алекперова, так и компании в целом.
Однако, видимо, чтобы менеджменту «Лукойла» жизнь не показалась мёдом, губернатор дала понять, что некоторые совместные программы город может и свернуть, в частности, закупки битума для нужд дорожного строительства. Вице-губернатор Олег Виролайнен обратил внимание Вагита Алекперова, что цена на этот продукт всего за полгода выросла на 36%, хотя никаких предпосылок к этому, вроде бы, не наблюдалось. «У нас в регионе есть и другие компании, производящие битум, и мы можем воспользоваться их услугами», - предупредила Валентина Матвиенко. Глава нефтяной компании пообещал «учесть интересы Петербурга», но разницы в цене не объяснил. Зато упомянул о желании компании построить в регионе битумный терминал, который, в частности, и позволит снизить стоимость поставляемых нефтепродуктов. Под строительство «Лукойлу» уже предложено 5 участков, из которых до конца года будет выбран один.
Справка: В ноябре 2008 года ОАО «Лукойл» и администрация Петербурга подписали договор о взаимном сотрудничестве на 2008-2012 гг. Соглашение предусматривает, что городское правительство будет, в частности, оказывать компании содействие в оформлении необходимой документации по вопросам строительства, ввода объектов в эксплуатацию, экологической и промышленной безопасности. В Петербурге действует 129 автозаправочных станций компании. Интересы головного предприятия в Петербурге представляет дочернее предприятие - ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт». Помимо него, в нашем городе зарегистрированы ООО «Лукойл-Нева», ООО «Лукойл-Аэро» и «Лукойл-Интеркард», ООО «ЛУКОЙЛ-Санкт-Петербург Трейд», ЗАО «НТК», ООО «Инвестком» и ООО «Объединённые технологии».
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»