Платить по долгам и не жить взаймы будут теперь призывать на проповедях московские священники. Соответствующее соглашение подписано на днях между Федеральной службой судебных приставов и РПЦ. В Петербурге же в ближайшем времени должна стартовать программа по поддержке церковью в духовно-трудовом подвиге молодых бизнесменов. Не собралась ли РПЦ стать новым коллекторским агентством, не присваивает ли церковь себе государственные функции, как отразятся на ее имидже подобные начинания, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Протокол о взаимодействии священников и судебных приставов подписали на днях директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков и председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Димитрий Смирнов.
Теперь во время проповедей и богослужений служителям культа предстоит проповедовать аморальность непогашения вовремя кредитов и жизни в долг. Будут духовные отцы говорить и о несоответствии христианской доктрине философии стяжательства и потребительского отношения к жизни, так как «невозвращение долгов по церковным правилам приравнивается к присвоению чужого, то есть воровству».
Счастливо избежав душеспасительной беседы в церкви, должник непременно пообщается со священником на встрече с судебным приставом. Соответствующую беседу служители культа будут проводить в территориальных отделах ФССП, что должно пробудить «сознание граждан, являющихся должниками по исполнительным производствам», сподвигнуть их к «исполнению судебных решений и актов других органов».
Самой ФССП теперь любая помощь пригодится, поскольку по прогнозам аналитиков к концу 2009 года увеличится задолженность граждан перед банками (не говоря уже об алиментах и долгах перед жилагентствами). За первые четыре месяца в службе находилось 932,8 тыс. исполнительных производств о взыскании с физлиц задолженности по банковским кредитам на 150 млрд рублей, в то время как за весь 2008 год объем «кредитных» долгов составил 157 млрд рублей (взыскать удалось лишь 17,4 млрд).
В Петербурге начинает работу программа «Духовной поддержки молодого предпринимательства», основанная на «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», который был принят на VIII Всемирном русском народном соборе.
Документ, как заявляют представители церкви, призван выстроить новый тип отношений между владельцами и персоналом, а также между предпринимателями, предприятиями и хозяйствующими субъектами. «Воцерковление» молодого бизнеса будет проводиться по благословлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Сказать, что в самой РПЦ существует однозначно положительное отношение к подобным инициативам, нельзя. И если работу с бизнесменами большинство священников одобряет, то в случае с ФССП есть сомнения.
«В том, что касается подобного рода бесед с молодыми бизнесменами, это нормально и даже необходимо. Но только трудно реализуемо, я бы растерялся, если бы мне предложили провести подобную беседу. И если в Петербурге найдутся священники, которые смогли бы сделать это профессионально, убедительно и красиво – то это только плюс, а вот насчет второй инициативы я бы подумал», - честно признается, к примеру, отец Андрей Кураев и вспоминает старый анекдот про бизнесмена, пришедшего с тысячей долларов к батюшке и спросившего попадет ли он в рай, если пожертвует эти деньги на храм.
«Точно гарантировать это нельзя,- ответил ему тогда батюшка,- но попробовать стоит».
«Вот и в этом случае попробовать стоит, только для ФССП это вряд ли будет эффективно. Это, скорее, договор одностороннего действия, поскольку у нас появляется дополнительная возможность для общения с верующими», - констатирует священник.
На условиях анонимности некоторые представители церкви признают и то, что по существу это, действительно, вмешательство в дела мирян, а со стороны ФССП- перекладывание своих функций на церковь и, таким образом, практически признание в том, что структура работает неэффективно.
А вот федеральные и региональные политологи относятся к таким идеям однозначно негативно. Хотя и отмечают, что в свете данных начинаний формально принцип Конституции о том, что Россия - светское государство, где церковь отделена от государственной власти, соблюден ( поскольку речь идет лишь о моральном взаимодействии, а не о конкретных обязательствах).
Политолог Станислав Белковский в качестве следующего шага предлагает, например, передать церкви оперативно-розыскную деятельность и функции следствия.
«Исходя из такой логики, во время проповеди церковники получают огромный объем информации об административно-правовых, финансовых и даже уголовных правонарушениях», - шутит он, добавляя, что церковь таким образом начинает превращаться в спецпредставителя государства и некое коллекторское агентство.
Вот только на пользу самой церкви это явно не пойдет, уверен он.
«В кризис народ хотел бы видеть в церкви прежде всего заступника, а не следователя и не представителя крупных кредиторов. Все это подорвет авторитет церковников. Многие граждане в нашей стране в последнее время стали должниками явно не потому, что хотели этого, а из-за объективной экономической политики, да и насаждения, в том числе государством, бума гиперпотребления. То же относится и ко всяческим играм с малым бизнесом, явно носящим характер фиктивный и пиаровский», - поясняет Белковский, вспоминая постулат о том, что «кесарю -кесарево, а богу -богово».
Петербургский политолог Владимир Васильев тоже обратился к материалам церковников и вспомнил строки из молитвы «Отче наш»: «...да остави нам долги наши, яко же мы оставляем должникам нашим…», что, на его взгляд, как-то не вяжется с общей концепцией договора с ФССП. (Церковники, правда, утверждают, что в молитве речь идет о грехах… а вообще, очень смущаются…)
«Что же касается соглашения с ФССП, то оно лежит в русле общей тенденции, характерной для РПЦ в последнее время. Церковь стала бизнесменом по сути. Вспомним, к примеру, 90-ые годы, когда РПЦ получила таможенные льготы на торговлю табаком и спиртным. Сейчас этот процесс приобретает другие формы, но продолжается по сути, и поэтому союз с приставами нисколько не удивителен»,- добавляет он.
Эксперт уверен также, что на имидже церкви такое поведение обязательно скажется, и в последующие годы РПЦ придется терять прихожан, но «пока попы живут по принципу "на наш век хватит"».
«Беспокоит здесь специалистов больше всего другой момент. Со стороны церкви в отношениях с ФССП это даже не столько бизнес-интересы, как, скорее, попытка теснее связаться с институтами и органами власти, и при ее успешности в будущем такие связи, конечно, будут использоваться в своих целях»,- добавляет Васильев.
А вот историк Лев Лурье новые идеи РПЦ кроме как глупостью и дикостью назвать не может и говорит, что когда узнал о данном соглашении из СМИ, был, мягко говоря, поражен.
«Что касается Конституции - то разве хоть один ее постулат в нашем государстве исполняется? Вот, к примеру, опять же возьмем и само соглашение. В таком случае, следуя логике Конституции, ФССП стоило бы заключить соглашение со всеми религиями, которые исповедуют наши граждане, в том числе дзенбуддистами и пятидесятниками. Иначе получается просто бред. Как, к примеру, православный священник будет требовать возвращения долгов с мусульманина или еврея?» - задается вопросом он.
Сами же бизнесмены, признавая необходимость в условиях кризиса уделять проблеме возврата долгов особое внимание, занимают в данном вопросе четкую позицию – «против».
«В церкви, пожалуйста, говорите, о чем хотите. Поскольку у меня есть право: прийти или не прийти в нее. А вот в государственных учреждениях- это уже явно нарушение, это явно влезание в частную жизнь. А что касается того, насколько эта мера будет эффективной, время покажет», - считает директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга Сергей Веснов.
Помощник президента Санкт-Петербургского Союза предпринимателей по Северо-Западному Федеральному округу Геннадий Чеканов готов назвать данное соглашение между РПЦ и ФССП вообще доведением ситуации до абсурда.
«Остается только предложить, чтобы на заседаниях правительства и на других мероприятиях чиновников батюшки читали им проповеди и разъясняли молитвы, может, тогда у нас в стране наладится и нормальная работа»,- печально шутит он.
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру