Прокуратура города борется за порядок в области продажи пива. И просит депутатов разработать закон, в котором было бы определено: кто должен запрещать торговать пенным напитком, в каких местах и по каким критериям. Городской парламент в принципе не против, но усматривает возможную коррупционную составляющую в будущем законе.
Прокуратура уличила депутатов ЗакСа в неследовании наказам федерального законодателя. Госдумой еще в 1995 году был принят закон, не позволяющий продавать пиво в школах и медицинских, культурных и физкультурно-оздоровительных учреждениях, а также в общественном транспорте. Где конкретно нельзя заниматься реализацией пивной продукции, должны определять муниципалитеты, а порядок должны прописать законодатели в субъектах Федерации. Так вот, как выяснила прокуратура, питерские депутаты за 10 лет этого не сделали.
Питерские парламентарии, выслушав позицию прокуратуры по этому поводу на заседании комитета по законодательству, решили не торопиться в выполнении наказов надзорного органа. Они засомневались, что такой документ может быть принят без лишних вопросов.
Как отметил глава комитета по законодательству ЗакСа Виктор Евтухов, формально в Петербурге может быть принят закон, который поможет муниципалитетам взяться за определение мест для запрета продажи пива. Однако, по его словам, практика иных субъектов РФ показывает, что в большинстве случаев либо дублируются положения федерального закона, либо утверждаются адресные перечни мест, в которых запрещается продажа и потребление пива. «Принятие аналогичного нормативного правового акта в Петербурге считаю нецелесообразным», - заявил председатель КПЗ. Он считает, что установить такой порядок, который исключил бы коррупционный фактор, невозможно. «Ранее прокурор уже обращался с подобным предложением в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. В комитете экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга был подробно проработан этот вопрос, состоялся ряд совещаний, в том числе и с участием прокуратуры. Был сделан вывод об отсутствии необходимости принятия такого закона Санкт-Петербурга. Прокуратура согласилась с таким выводом и его обоснованием», - сказал Виктор Евтухов.
Документ все же решили написать. Только вот будет ли он принят, остается под вопросом. Сначала законопроект отправят в Смольный на антикоррупционную экспертизу. Тому две причины: опасение поборов с бизнесменов, занимающихся реализацией пива, и вопрос о необходимости документа в целом.
Представители пивоваренной индустрии также видят в инициативе простор для коррупции. Руководитель пресс-службы пивоваренного завод «Балтика» Алексей Кедрин сравнил сам факт появления нового закона с ужесточением норм ПДД: «Если мы напишем еще 10 правил дорожного движения, то вряд ли от этого улучшится дорожно-транспортная обстановка. Я считаю, что в настоящее время в нашей отрасли и так много ограничений: начиная от контроля за процессом производства, рекламой до непосредственной продажи. Если бы все они соблюдались хотя бы наполовину, то это было бы уже большим шагом вперед. Необходимо идти по пути исполнения уже действующих законов, а не плодить на бумаге дополнительные. Ибо они неизбежно приведут к росту коррупции».
В последнее время к пивоварам предъявляют претензии и на федеральном уровне. Недавно в Госдуму был внесен законопроект о полном запрете теле- и радиорекламы пива, а также его рекламы в кинотеатрах и видеосалонах. Закон также обяжет производителей увеличить размер надписи о вреде пива до трети рекламной площади в печатных СМИ и на билбордах. Сейчас показ пивной рекламы запрещен на телевидении с 7 до 22 часов, на радио — с 9 до 24 часов, при кино- и видеообслуживании — с 7 до 20 часов. Площадь предупредительных надписей о вреде алкоголя составляет 10 процентов от общей рекламной площади.
Напомним, что до этого реклама пива ограничивалась дважды. С осени 2004 года пивовары могут продвигать свою продукцию в телеэфире только с 22 часов, а с января 2005 года вступил в силу запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных.
По мнению авторов нового документа, 85 процентов нынешних рекламных роликов ориентированы на молодежь, они создают у подростков иллюзию «социальной ценности» пива и полную безопасность его употребления. Соблюдая запрет на показ в роликах людей, компании все равно выстраивают рекламу таким образом, что присутствие человека в них подразумевается.
Анонимные опросы, регулярно проводящиеся в школах, свидетельствуют о том, что средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и, по мнению наркологов, меньше всего поддается лечению.
Напомним также, что в 2006 году были введены ограничения на продажу крепкого алкоголя в вечернее и ночное время. Еще в процессе принятия этих норм эксперты говорили о лоббировании интересов пивного бизнеса. По статистике, например, по итогам первого полугодия 2006 года производство пива выросло на 5,8%, за весь 2006 год — на 9,8%. А в 2007 году эти показатели составили уже 29,8% и 16% соответственно.
Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»