Изымать у должников автомобили, дома, квартиры, технику, оформленные на других лиц, но находящиеся в их пользовании, смогут теперь судебные приставы. Спросят и с юридических лиц, создающих «дружественные» фирмы и стремящихся таким образом уйти от долгов.
Изымать у должников автомобили, дома, квартиры, технику, оформленные на других лиц, но находящиеся в их пользовании, смогут теперь судебные приставы. Спросят и с юридических лиц, создающих «дружественные» фирмы и стремящихся таким образом уйти от долгов. Для того чтобы начать процедуру ареста «чужого» имущества, сотрудникам ФССП нужно будет удостовериться, что в документах присутствуют признаки мнимой или притворной сделки. В свою очередь, юристы, признавая, что начинание ФССП — правильное по сути, отмечают, что в действующей судебной практике мнимыми признаются менее 50% оспариваемых сделок.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) разработала механизм ареста имущества должников, которое номинально оформлено на других лиц. Как говорится в заявлении ведомства, в практике судебных приставов-исполнителей постоянно возникают случаи, когда задолжавшие, стремясь избежать обращения взыскания на свое имущество, переоформляют свои права на других лиц (бывших супругов, родителей, братьев, сестер, тещу и иных родственников). Либо, наоборот, используют имущество, уже перешедшее от других лиц, без оформления права.
По логике ФССП, «совершенно очевидно, что в данном случае имеют место мнимые и притворные сделки, которые совершены должником с единственной целью - показать судебному приставу-исполнителю, что у него нет никакого имущества и что взять с него нечего».
«При этом сам должник ездит на дорогой машине, живет в комфортабельных условиях. Правда, оформлено все это "на тещу" или "тестя", которые, к слову, чаще всего далеки от благ цивилизации и достатка в жизни», - указывают в ведомстве на социальную несправедливость. Примерно так же складывается ситуация с юридическими лицами: одно юрлицо создает несколько «дружественных фирм» и активно переводит имущество с одной на другую».
Теперь же, согласно последним директивам руководства ФССП, предметом интереса станет все имущество, находящееся в фактическом пользовании и владении должника вне зависимости от того, кто является его формальным собственником.
«Права на это имущество будут подвергаться тщательной проверке, и, если судебный пристав усмотрит в документах признаки мнимой или притворной сделки, имущество будет незамедлительно арестовано, начнется судебная процедура применения последствий недействительности ничтожной сделки»,- объясняют взыскатели долгов.
В союзники приставы возьмут прокуратуру и взыскателей по исполнительному документу, в том числе Федеральную налоговую службу.
Стоит отметить и то, что положительный опыт изъятия «своего-чужого» у ФССП уже есть. Так, судебным приставом-исполнителем Ивановской области осуществлялось исполнительное производство в отношении ЗАО «Спецстрой».
«В ходе работы выяснилось, что имущества у должника нет. Точнее, оно было, но давно "продано". Усомнившись в реальности этой сделки, судебный пристав все же наложил арест на уже "проданное" имущество и обратился в суд за подтверждением законности своих действий. Суд встал на его сторону, а сделку по продаже имущества признал недействительной в силу мнимости»,- рассказывают в ФССП.
В частности, суд учел, что, несмотря на наличие договоров купли–продажи транспортного средства, новый собственник не перерегистрировал транспортное средство, не поставил его на баланс предприятия, не платил транспортный налог и т.д.
И такое судебное решение не единственное - заверяют в ФССП. Однако статистику, как часто пристав сталкивается с подобными ситуациями, привести пока не могут. Возможно, она появится чуть позже, к концу года.
Адвокаты и политики, опрошенные корреспондентом «Фонтанки», инициативу в принципе приветствуют, однако отмечают, что в действующей судебной практике доказать мнимость сделки по передаче имущества будет очень трудно - доказательная база по большинству подобных дел очень слаба.
«Сама идея ФССП не плоха, в этом направлении действительно необходимо что-то делать. Сейчас очень много мошенников, которые оформляют таким образом машины, квартиры и т.д, набирают долги. Когда к ним приходят приставы, оказывается, что у них нечего взять, а они сами живут чуть ли не на пенсию. И если есть, допустим, возможность попытаться доказать, что старушка на пенсию купила Land Rover, а ее родственники, которые долги выплачивать не хотят, здесь ни при чем - это делать стоит», - считает адвокат Международной коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Ия Гольдич.
Вместе с тем эксперт подчеркивает, что в существующей же судебной практике статья о признании имущественных сделок практически не работает, доказательная практика по таким делам очень сложная, и во многом от суда зависит, какие доказательства учитывать, а какие нет.
«Моя практика свидетельствует о том, что по суду мнимыми сделки признаются менее чем в 50% случаев, и при этом, даже если сделка признается таковой в первой инстанции, то во второй инстанции удается это оспорить», - поясняет она.
Такого же мнения придерживается и глава комитета по законодательству городского парламента Виктор Евтухов, который полагает, что если факт мнимой сделки будет доказан в суде, то никаких вопросов к начинанию нет. «Правда, сделать это в случае с родственниками будет достаточно сложно», - отмечает депутат.
В самой ФССП на это реагируют спокойно: «Есть объективные случаи, когда всем очевидно, что долги "чужие". Например, когда к нам обращаются граждане с заявлением о том, что в строительной фирме, к примеру, не платят зарплату. Мы туда приходим, а там заявляют, что вся техника, работающая на стройке, чужая и давно-давно продана, и, поверьте, таких примеров очень много».
Светлана Коваленко
«Фонтанка.ру»