В Михайловском замке - филиале Государственного Русского музея- открылась выставка «Мастерская Зураба Церетели». Последний раз президент Российской академии художеств, народный художник СССР и РФ, посол доброй воли ЮНЕСКО и просто широкой души человек показывал свои произведения городу на Неве четыре года назад. Площадка Русского настолько приглянулось художнику, что он готов поставить там кровать и навеки поселиться.
Сегодня в Михайловском замке - филиале Государственного Русского музея - открылась выставка «Мастерская Зураба Церетели». Последний раз президент Российской академии художеств, народный художник СССР и РФ, посол доброй воли ЮНЕСКО и просто широкой души человек показывал свои произведения в Санкт-Петербурге четыре года назад. Нынешняя экспозиция Зураба Константиновича организована Государственным Русским музеем, Музеем Людвига в Русском музее и Российской академией художеств.
Согласно заверениям устроителей выставки, Церетели на сей раз не стремится поразить грандиозностью замыслов и свершений, и его нынешняя петербургская выставка «позволяет заглянуть в скрытый от посторонних глаз мир мастерской художника: мольберты, этюдники, книги, мебель, фрагменты интерьера воссоздают ту обстановку, в которой обычно работает мастер». Этюдников и личных вещей (за исключением кистей и красок) в экспозиции обнаружить не удалось, но зато действительно присутствовали два мольберта, несколько ваз и кресел, а также книги. Много книг. И все — исключительно о Зурабе Церетели, его работах, его жизни и его значении в отечественном и мировом искусстве.
В залах Инженерного замка выставлены более 250 произведений разных лет, включая новые работы, которые прежде не экспонировались – портреты родных и друзей Церетели (чертовски эти люди, надо сказать, похожи друг на друга!), а также натюрморты, графика, объёмные эмали и скульптурные композиции.
Чем, кроме безудержного буйства красок, порадуют полотна Церетели — так это бесспорной узнаваемостью. Подобно старинному, проверенному временем рецепту вроде Bloody Mary, Kir Royal или Manhattan, холсты мастера варьируются в деталях, но неизменны по основному составу: добавьте к Пиросмани чуточку Кандинского, слегка капните Модильяни — всё! К готовой картине можно добавить ярких цветов и можно подавать. В смысле, экспонировать.
Художник, директор издательско-выставочных программ Государственного Русского музея и один из кураторов выставки Йозеф Киблицкий рассказал «Фонтанке» о том, как Русский музей «дошёл до жизни такой».
– Во-первых, в этом году Зураб Церетели отметил свой 75-летний юбилей, и Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге решили отметить это событие персональными выставками. Кроме того, Зураб Константинович — это президент Российской академии художеств. Мы пошли по принципиально иному пути, чем другие выставки – скажем, в Москве или Париже. Поскольку при размахе творчества Церетели ему не только Русского музея – и целого города будет мало, то мы решили представить именно атмосферу мастерской художника. Надеемся, что эта экспозиция позволит посетителю немного заглянуть в мир, скрытый от посторонних глаз – мир мастерской художника.
Кстати, на пресс-конференции Зураб Церетели сообщил журналистам, что работается ему в Михайловском замке ну просто очень хорошо, он чувствует в стенах музея необыкновенный творческий подъём и вообще не против поставить в одном из залов кровать и там «навеки поселиться».
– Личность Церетели абсолютно неоднозначна, – продолжил Йозеф Киблицкий. – Кому-то он нравится, кто-то его категорически отвергает. Но задача музея, на наш взгляд, как раз и заключается в том, чтобы представлять профессиональное искусство во всём его многообразии и со всеми его противоречиями. А уж зритель должен сам разобраться: нравится ему такое искусство или нет.
Выставка продлится до 7 августа.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"