Трещина на Главном штабе могла образоваться в начале 20 века и усугубиться в ходе современной реконструкции соседнего дома. Такие версии услышала «Фонтанка» от специалистов, выясняя причины разрушений на памятнике, которые взбудоражили общественность города. В любом случае, изъян не связан с реконструированием под цели Эрмитажа, и для памятника опасности не представляет, уверяют эксперты.
«Студия 44» предоставила «Фонтанке» документы, подтверждающие отсутствие связи трещины на Главном штабе с проходящей сейчас реконструкцией. Напомним, что на этой неделе ВООПИК опубликовал фотографии с трещиной, сопроводив их информацией о том, что эти трещины стали результатом реконструкции памятника. После публикации «Фонтанки», в которой Виктор Смирнов, президент группы компаний «Интарсия», сообщил, что трещина была зафиксирована еще до начала работ, в 2005-м году, общественники извинились перед реставраторами. «Студия 44» Никиты Явейна, проектировавшая реконструкцию, предоставила документы, подтверждающие заявление «Интарсии».
Как сообщили «Фонтанке» проектировщики, в 2005 г., в рамках разработки проекта «Реконструкция и реставрация восточного крыла Главного штаба Государственного Эрмитажа», «Студия 44» привлекла для обследования здания архитектурную мастерскую ЗАО «Эркон». «Эркон» выполнил обследования наземных строительных конструкций здания Главного штаба. Результаты работ были представлены заказчику - Фонду инвестиционных строительных программ. В составе «Отчета об обследованиях наземных строительных конструкций» есть и книга 4 «Результаты обследования корпуса по набережной реки Мойки», выдержки из которой подтверждают слова реставраторов. Во-первых, фотоматериалы (см. фото фасада со стороны набережной р. Мойки от 2005 года) удостоверяют, что трещина действительно была. Сравнив это фото с фотографией, выложенной в этом году на сайте общества охраны памятников, можно сделать вывод, что разрушение памятника не увеличивается.
Как объясняют в компании «Эркон», проводившей обследование, происхождение трещины? Во-первых, оно обусловлено историческими причинами. «В корпусе Главного штаба по наб. р. Мойки ... предположительно в начале 20 века, для устройства зрительного зала размером 10,7×15,4 м была разобрана внутренняя продольная несущая стена ... от пола первого этажа до верха второго этажа» - записано в отчете.
Однако, в тех же документах разрушение здания связывается не только с историческими причинами, но и с современным строительством.
«Наружные стены 5 флигеля, попадающего в зону осадок от строящегося дома, повреждены наклонными осадочными трещинами шириной раскрытия 0,2-2 мм, проходящими через середину оконных проемов. В месте соединения флигеля и основного корпуса по оси Е вертикальная трещина шириной раскрытия от 0,2 мм на уровне третьего этажа до 6 мм к карнизу. В отдельных местах разрушение штукатурки и кирпичной кладки на глубину до 50 мм и до 80 мм в цоколе. В части здания ... попадающей в зону осадок – вертикальные и наклонные осадочные трещины. Наибольшие трещины наблюдаются по оси 7, ширина раскрытия трещин от 1 мм на уровне 2 этажа до 35 мм к карнизу. Трещины сквозные, проходят по границе жесткостей (по зрительному залу)» (Том 3, Книга 4, стр. 13-14 отчета-прим.ред.).
Под строящимся домом в этих документах имеется в виду элитный 18-квартирный дом на участке Б. Морская, 4 – наб. реки Мойки, 49, непосредственно примыкающий к Главному штабу. Строила его, или, вернее, реконструировала и надстраивала, строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», а проектировала реконструкцию архитектурная мастерская нынешнего главного архитектора Петербурга — Юрия Митюрева. Дом был сдан в эксплуатацию в конце 2005 года.
Версии об «историческом» происхождении трещины придерживаются и некоторые специалисты «Студии-44». По их мнению, трещина существовала уже с начала XX века, а строительство соседнего дома попросту привело к ее раскрытию.
Напомним, как утверждают в компании «Интарсия», Главному штабу не грозит разрушение. «На данный момент трещина не представляет никакой опасности для здания. Конечно, мы будем ее «лечить» и соответствующие решения по этой проблеме отражены в проектной документации» — заверил «Фонтанку» Смирнов. В «Студии-44» тоже не считают ситуацию угрожающей. «Ширина «разлома» 30 миллиметров, для Петербурга подобные сквозные трещины — не редкость. Обычно дома с такими разрушениями даже не нуждаются в дополнительных мерах защиты», - поясняет пресс-секретарь архитектурной мастерской Людмила Лихачева. Впрочем, с внутренней стороны на стене здания Главного штаба установлены контрольные «маячки».
Михаил Гончаров, Кира Обухова, «Фонтанка.ру»