Еще совсем недавно газовая власть России над съежившейся от холода Европой выглядела этакой несокрушимой скалой, о которую то и дело разбиваются ее попытки ослабить свою зависимость от главного поставщика голубого топлива. Однако прошло совсем немного времени и оказалось, что «великий и ужасный» поставщик пищит и жалуется как несправедливо обиженное дитя.
На что жалуется? На Nabucco. «Nabucco везде получает "зеленый свет"... а наши газотранспортные проекты, Nord Stream и South Stream, постоянно наталкиваются на юридические барьеры». Это, как информирует агентство Reuters, однажды заявил глава департамента зарубежных связей одной известной всему миру российской энергетической компании.
Ответ директора по общим делам и международным отношениям в сфере энергетики при Еврокомиссии г-жи Ягер был необычно откровенным: «Давайте напрямую. Репутация в Европе имеет значение». Тем самым не скрывается, что получивший заметное ускорение в последние месяцы альтернативный российским поставкам проект Nabucco есть ответ на состоявшиеся и постоянно обещаемые российским национальным лидером будущие газовые войны.
И неважно, что конфликты эти разворачиваются в рамках «теплых» российско-украинских отношений. Этот антураж после II российско-украинской зимней газовой войны уже не спасает. В Европе прекрасно понимают, что если Россия захочет, то она сумеет договориться и не станет отключать газовый поток. К тому же, если судить по чисто коммерческим итогам последней газовой войны, то Россия от перекрытия крана в Европу проиграла куда больше, чем от всевозможных ухищрений украинской стороны.
У нас официозные СМИ предпочитали помалкивать, например, о том, что по итогам этой войны был выплачен очень большой штраф в пользу Болгарии и других «обмороженных». Первоначальной же реакцией, как мы помним, был грозный вопль: «Да мы сейчас эту Украину через Стокгольмский международный арбитраж засудим!». А потом все тихо сошло на нет. Ведь организаторы газвойны-2009 отлично понимают, что их действия были не столько спором вокруг цен и оплаты, сколько этапом битвы за украинскую газотранспортную систему.
Однако вернемся все-таки к Nabucco. Почему его так боятся российские газовики? Ведь если оценить его возможности, то они значительно уступают тому же «Северному потоку». У Nabucco проектная мощность 26-32 миллиардов кубометров газа в год, а у «Северного потока» - 55 миллиардов. (правда, это если будут построены 2 нитки последнего и найдется чем их наполнить).
Одно из возможных объяснений «набуккобоязни» в том, что весь российско-германско-голландский проект оказался под вопросом. Да, Финляндия совсем недавно одобрила его экологическое обоснование (скорее всего, в обмен на эксклюзивно льготные пошлины на вывоз круглого леса), но и это одобрение еще не окончательное. Таковое последует (если вообще последует) только в сентябре-октябре. А еще надо договариваться со Швецией и Данией, которых нашим лесом не купишь.
В то же время газопровод – это ведь не только разрешения на его постройку. Это еще и финансирование строительства. А тут тот случай, когда финансы поют романсы. За полтора года до запланированного ввода первой нитки газопровода схема финансирования неизвестна: пока ни один банк не подписал обязательств о предоставлении кредита. Для сведения: руководители проекта рассчитывают, что сторонние инвесторы профинансируют 70% стоимости Nord Stream (5,1 миллиарда евро из 7,4 миллиарда).
Вместе с тем есть все основания полагать, что главная причина «набуккобоязни» все же не трудности с «Северным потоком» (о «Южном» вообще не говорим, так как он пока более фантазия, чем реальное начинание). Страх связан с тем, что буквально за последний год Европа на практике продемонстрировала свои возможности резко уменьшить зависимость от российского газа. Его доля год назад (во II квартале 2008 г.) в поставляемом в Европу газе достигла 31%, в IV квартале того же года снизилась до 22%, а в I квартале года текущего и вовсе составила 16% .
Еще несколько цифр. По данным Международного энергетического агентства, в I квартале 2009 г. экспорт российского газа в Европу снизился на 35,3%, в то время как общее снижение его импорта Европой составило 13,7%, а потребления – 5,4%. Очевидно, что кто-то заполнил этот разрыв. Произошло переключение на поставщиков-конкурентов и использование внутренних резервов.
Так вот, 16% импортируемого газа – уже не столь критическая доля. Даже если допустить фантастический сюжет о полном прекращении российских поставок газа в Европу, то она, конечно, столкнется с большими лишениями, но, надо полагать, в конце концов, справится. Куда тяжелее придется России и, особенно, россиянам, погрузившимся в последние годы в потребительскую эйфорию вследствие свалившейся на них нефтегазовой благодати.
Всякие же там китайские альтернативы – полная чушь. Во-первых, нет трубопроводов, во-вторых, китайцы и близко не готовы платить столько, сколько европейцы. Кстати, о ценах. Цена российского газа в начале этого года $498 за 1000 кубометров (следует за ценой нефти с лагом в 9 месяцев). Работающие же по более гибкому графику ценообразования конкуренты (арабский Qatargas и норвежский StatoilHydro) обеспечивали Европу газом по цене от $196 до $370.
Европа же, со своей стороны, всеми силами стремится не допустить повторения ситуации прошлой зимы. Еврокомиссия выступает инициатором создания центра координации равномерного потребления энергоресурсов (переброски их из одних стран ЕС в другие). Кроме того, на длительную перспективу (до 2020 г.) ставится задача довести долю возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе до 20%.
Если Европе действительно удастся следовать выбранным курсом, плюс и далее углублять диверсификацию поставок голубого топлива, в том числе и за счет ускоренного развития международного рынка сжиженного газа, то на этом фоне Nabucco внесет немалый (если не решающий) вклад в снижение ее энергозависимости от России. Вот где кроется главный источник «набуккобоязни».
Конечно, Nabucco подвержен политическим рискам. Это и буйный Иран, и нестабильный Ирак, и непризнанный Курдистан, и непредсказуемый Туркменистан, и прохождение по грузинской территории под носом у выдвинутых на стартовые рубежи российских войск. Возможно, с последним обстоятельством и связан тот факт, что не проходит, пожалуй, и дня, чтобы российские правительственные СМИ не вещали об отсутствии реализма у инициаторов Nabucco. Им виднее.
Однако какими словами тогда оценить факт подписания соглашения о предстоящем вложении $2,5 млрд. российских денег в новое совместное с Нигерийской государственной нефтяной компанией (NNPC) предприятие по разведке и разработке газовых месторождений страны. Комментаторы отмечают, что NNPC хронически не выполняет свои обязательства по финансированию совместных предприятий с такими компаниями, как Royal Dutch Shell, Chevron и Exxon Mobil. Между прочим, и название у будущего совместного предприятия что надо: NIGAS. Так и хочется здесь сказать: «ни газ, ни свет, и денег нет».
И вот последнее сообщение: готовится межправительственное соглашение по проекту Nabucco, которое будет подписано в Турции где-то в середине июля. Начать строительство газопровода предполагается в 2011 г., а первые поставки газа по нему осуществить в 2014 г. С учетом описанных выше проволочек и нехватки средств у «Северного потока» нельзя с ходу отвергать допущение о том, что поставки газа грузино-турецким путем начнутся по времени раньше, чем балтийским путем.
Выходит, что мечты не столько сбываются, сколько сбиваются? Ну а когда мечты сбиваются, то тогда и развивается пресловутая «набуккобоязнь».
Андрей Заостровцев, главный научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге