Более 40 жалоб на нечистоту процедуры горзаказа поступило за прошедшие полгода. С одной стороны, это в полтора раза меньше, чем за такой же период в прошлом году. С другой стороны — остроты вопроса в рамках борьбы с коррупцией это не снимает. Смольный планирует переводить часть процедур под контроль «первого уровня» власти и инициировать изменения федерального законодательства для усиления прозрачности процедур.
Вопросы противодействия коррупции в системе госзаказа обсуждали 10 июля на закрытом совещании в Смольном. Как стало известно «Фонтанке», напрямую коррупционности обсуждение не касалось. Больше было нареканий было к отдельным процедурным моментам системы. Как сообщили участники совещания, 43 жалобы поступило при общем объеме «портфеля заказов» в 100 тысяч конкурсов. Считается, что это немного.
По словам председателя КЭРППиТ Сергея Бодрунова, комитету удалось серьезно сократить количество нечистоплотных операций благодаря тому, что в управление горзаказа комитета были откомандированы сотрудники спецслужб, и уточнил, что сам комитет отвечает не за всю процедуру конкурса: «У процедуры три этапа. Первая — формирование заказа. Здесь заказчик формирует предмет, а мы проверяем документы. Вторая — размещение. В этой части мы — исполнители, но не контролеры. А третья — исполнение. Мы к ней не имеем отношения. Это сфера полномочий контрольно-финансового комитета и прокуратуры».
Среди основных проблем, которые существуют в сфере горзаказа, участники совещания выделили несколько. Первая, довольно типичная ситуация, когда компании-участники демпингуют цены до минимума, выигрывают контракт по формальным основаниям, хотя на самом деле за такую низкую цену выполнить его заведомо не могут. Фирмы получают авансирование и перепродают контракт. Такая система распространена из-за несовершенства федерального законодательства. В нем прописано, что участник может гарантировать выполнение заказа путем оставления залога в 30 процентов, страхования или предоставления банковских гарантий. Так как выбор остается за исполнителем, залог никто никогда не оставляет. В связи с этим по инициативе Петербурга предлагается скорректировать федеральный закон — отдать выбор гарантии на откуп субъектам федерации. По мнению депутата ЗакСа Виктора Евтухова, авансировать работы нужно только тем компаниям, которые оставляют залог. Депутат также возмутился последними конкурсами в сфере ЖКХ, где количество баллов, начисляемых компаниям-участникам за предлагаемую цену составили от 10 до 30 процентов от общего количества баллов, начисляемых за другие качества участников (срок работы компании на рынке, положительный опыт участия в процедурах горзаказа и т.д.). Хотя, по заверениям Евтухова, эта доля при оценке фирм должна составлять 80 процентов от общего количества баллов.
Еще одна проблема возникает при проведении конкурсов не на общегородском уровне и уровне КЭРППиТ, а в районах и отраслевых комитетах. Зачастую складывается ситуация, когда компании под надуманными предлогами не допускают участвовать в конкурсах — документация формируется с излишней детализацией и с дополнительными условиями, под которые подходят лишь конкретные компании. Таким образом сужается круг претендентов на контракт.
Как сообщил Сергей Бодрунов, в связи с этим на совещании решили важные крупные конкурсы, например, в сфере благоустройства, переводить с районного на общегородской уровень.
Впрочем, это далеко не все проблемы с горзаказом. Как рассказал dp.ru руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу Олег Коломийченко, появились фирмы, которые выискивают в интернете крупные заказы (от 100 млн рублей) и оспаривают процедуру их проведения.
"Затем участникам процедуры поступает предложение: или вы платите нам деньги, или мы пишем жалобу в антимонопольное управление", — говорит Коломийченко. Он утверждает, что из–за пробелов в законе УФАС часто вынуждено отменять итоги конкурса по формальным основаниям, и тогда победители остаются без заказа. Представители компаний, работающих с госзаказом, говорят, что это новый вид шантажа. До сих пор они сталкивались с требованием выплат на небольших аукционах. В обмен на обещание не участвовать в конкурсе или не демпинговать до 70% их просили перечислить на счет компании–шантажиста до 200 тысяч рублей.
Напомним, что по итогам проверок контрольно-финансового комитета в 2008 году возбуждено около 100 административных дел в отношении чиновников, которые в различных ведомствах курировали процедуры проведения горзаказа. Основные нарушения — неправильный выбор поставщика услуг, срыв конкурсных процедур и неправильный выбор способа размещения горзаказа. Нарушившим процедуры пришлось выплатить штрафы от 30 до 50 тысяч рублей.
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Поделиться