Глава государства определил этический кодекс российского чиновника – общие принципы служебного поведения государственных служащих. Помимо общих слов об уважении граждан слугам народа предписано открыто общаться с журналистами, уклоняться от влияния политических партий, а также запрещается упоминать доллары и евро.
Глава государства определил этический кодекс российского чиновника – общие принципы служебного поведения государственных служащих. Помимо общих слов об уважении граждан слугам народа предписано открыто общаться с журналистами, уклоняться от влияния политических партий, а также запрещается упоминать доллары и евро.
В «Завете Медведева» – 18 «заповедей». Это в полтора раза больше, чем было в Моральном кодексе строителя коммуниста. Предыдущий проект Этического кодекса госслужащего включал всего семь статей, действующие правила – 17 положений.
Партия – наш рулевой
Утвержденные правила требуют от чиновника «соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий». В то же время запрета на членство госслужащих в политических движениях законодательство не предусматривает, а в самих партиях требуют "продвигать" те или иные идеи.
Так, согласно разделу 5 устава «Единой России», каждый член обязан «всемерно содействовать реализации программы партии», «лично выполнять и активно способствовать претворению в жизнь решений руководящего органа», «в меру своей компетенции участвовать в организации и проведении избирательных кампаний» и так далее. Аналогичные положения содержатся и в уставе партии «Справедливая Россия».
А потому у многих сотрудников органов власти, проникшихся идеями новой «главной и направляющей силы российского народа» (равно как и второй силы), должны возникнуть противоречия: обладая определенными полномочиями, госслужащий, скажем, может повлиять на проведение выборов. Как добросовестный чиновник он обязан соблюдать нейтралитет. Как член партии – приложить все усилия дабы, например, запретить митинг конкурентов. В первом случае он на законных основаниях получит выговор от «партайгеноссе», во втором – может быть уличен в нарушении служебной этики.
Честный чиновник должен отныне уведомлять руководителя, прокуратуру или другие государственные органы обо всех случаях, когда к нему обращаются «в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». Правда, последствия такого уведомления не оговариваются. Например, что будет, если следователю активно предлагают закрыть уголовное дело или изъять какие-либо улики, а он искренне доложит об оказываемом давлении? Даже если предположить, что эту ситуацию более чем объективно оценят, а подстрекателя даже арестуют и накажут, судьба самого обладателя «чистых рук» вряд ли окажется завидной – его должны отстранить от ведения дела. Да и коллеги, скорее всего, будут отныне смотреть косо. Может лучше смолчать? Ведь подстрекатель (если только он не провокатор), вряд ли будет жаловаться.
Доллар зеленый – эмблема печали
Также чиновник не вправе упоминать в публичных выступления обозначения в иностранной валюте или условных денежных единицах. Стоимость товаров, суммы сделок, бюджеты, размеры государственных и муниципальных заимствований и долга надо рассчитывать исключительно в рублях.
Правда, есть и исключения. После того, как на заседании правительства прежний глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф оценил объем внешних заимствований страны в «нерублях», власти пошли на либерализацию экономико-патриотических ограничений для госслужащих: доллары, евро, фунты и иные «заморские сладости» можно использовать «для точной передачи сведений», а также когда использование соответствующей валюты предусмотрено, например, международными договорами или обычаями делового оборота. Цены на нефть принято указывать в долларах за баррель, золота – за тройскую унцию и т.д.
Смягчены и действовавшие много лет ограничения для общения чиновников с журналистами. Президент предписал слугам народа «уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации». В то же время госслужащие обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госорганов и их руководителей, а также «соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации». То есть вопреки всем положениям указа президента, конкретным работникам начальник может предписать в должностной инструкции не общаться с «акулами пера».
Напомним, что в конце прошлого года в рамках антикоррупционной программы был разработан проект федерального закона – Этического кодекса госслужащего, содержащего всего семь статей. Говорить вредительское слово «доллар» чиновникам не возбранялось, зато, например, запрещалось давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и госоргана в частности, а также «избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с госвластью». Кто и как должен был выявлять «врагов народа», в предложенном законопроекте не устанавливалось.
Ранее по теме:
У госслужащих будет все по этикету
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»