Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -3

3 м/с, ю-з

765мм

86%

Подробнее

Пробки

2/10

RMJM: За конкурс по Мариинке-2 не заплатили из принципа

1131
ПоделитьсяПоделиться

Главным сюрпризом вскрытия конвертов конкурса на архитектурное решение второй сцены Мариинского театра стало участие в нем авторов проекта «Охта центра» - архитектурного бюро «RMJM Scotland». Однако допустят ли шотландцев до самого конкурса, станет ясно только 22-го июля. Дело в том, что они проигнорировали требование организаторов о «вступительном взносе» в 15 миллионов рублей. Почему и что именно RMJM хочет предложить построить на Театральной площади, «Фонтанка» узнала у возглавляющего петербургское отделение компании архитектора Филиппа Никандрова.

- Филипп, почему вы решили участвовать в конкурсе на Мариинку-2?

- Мы посчитали, что для нас это будет интересно, несмотря на то, что условия конкурса крайне ограничивают роль и участие победителя в будущем процессе проектирования и строительства — речь идет не о разработке нового проекта театра, а, скорее, о декорации уже существующего проекта снаружи и изнутри. Нужно "задрапировать" уже согласованный объем и планировки здания, фундамент под который практически готов и в настоящий момент достраивается по проекту «КБ ВИПС». Нынешний генпроектировщик успешно доработал "наследие", оставшееся от уволенных ранее генпроектировщиков, до стадии практического воплощения, но при этом не сумел в одиночку предложить убедительное архитектурное решение — альтернативу проекту Перро, достойную мирового статуса этого объекта. По условиям конкурса менять в планировках практически ничего нельзя. Но мы посчитали, что и в такой ситуации архитектуре второй сцены Мариинского театра можно придать новое качество.

- Есть ли у вас шансы побороться с канадскими архитекторами?

- Мы не уверены пока, допустят ли нас до реального конкурса, или наше участие будет внеконкурсным. Дело в том, что мы не выполнили полностью все конкурсные условия — а именно, не заплатили требующиеся для обеспечения заявки 15 миллионов рублей (5 процентов от максимально установленной заказчиком суммы контракта). Мы посчитали это требование некорректным. Во всем мире организаторы архитектурных конкурсов платят участникам, а не наоборот, либо же конкурс открытый и бесплатный для участников. Если, конечно, это именно архитектурный конкурс. Понятно, что законное требование материального обеспечения заявки выдвинуто для того, чтобы отсечь фирмы-однодневки, созданные только под определенный тендер. Однако, мы считаем, что нам ничего доказывать не надо — RMJM уже 53 года работает на мировом архитектурном рынке. Платить за участие 15 миллионов мы не готовы и из принципиальных соображений, и исходя из того, что мы одновременно участвуем сразу в сотне конкурсов и тендеров по всему миру. Тут никаких денег не хватит. Ну что ж, если нас не возьмут во второй тур из-за неисполнения только этого условия, это будет весьма любопытно. Ведь RMJM - самый крупный и самый опытный участник этого тендера, к тому же мы предложили обеспеченный Lloyds размер профессиональной страховки в 20 млн долларов, что более чем вдвое превышает запрошенную заказчиком сумму гарантий. Мы выступаем в союзе с германской компанией Muller-BBM , консультантом по акустике и технологиям сцены и зрительных залов. Это одна из ведущих компаний в мире. Они участвовали в проектах многих лучших сценических площадок мира, а в России уже давно работают по проекту Мариинского театра, консультируют реконструкцию Большого театра, Каменноостровского театра, строительство Театра "Буфф". Так что очень надеюсь на то, что комиссия будет рассматривать нас серьезно, если уж она нацелена на результат, а не на формальный подход к вопросу организации тендера, условия которого, как известно, уже оспаривались Федеральной антимонопольной службой. Мы предложили идею, причем совершенно бесплатно, и идея эта представляется нам интересной для рассмотрения.

- Каковы главные особенности вашей идеи? Что именно вы предлагаете?

- Концепция RMJM в максимальной степени признает за основу существующий согласованный проект (с минимумом его планировочных и иных изменений и только в элементах , касающихся наружного фасада и кровли, а также интерьеров общественных пространств). Наша концепция преследует целью гармонизацию существующего проекта с окружением, историческим контекстом и наиболее деликатное вписывание силуэта нового театра в панорамы города на фоне существующей небесной линии Петербурга. Однако предлагаемая RMJM идея ни в коем случае не является чисто косметическим мероприятием. Речь идет о полном переосмыслении роли фасада и кровли в жизни театра и города в целом. Мы решили учесть огромный размер театра, особенности и габариты его технологий. Но, в отличие от предыдущей концепции, не намереваемся просто «задрапировать» или задекорировать весь этот огромный объем дорогой и затратной в эксплуатации оболочкой - мы предлагаем идею благоустроенной эксплуатируемой кровли театра в качестве новой открытой сцены. На кровле предлагается создать амфитеатр на 750 мест и обзорную площадку, доступную для горожан и туристов посредством пологих пандусов и лестниц, опоясывающих два главных фасада здания своеобразной колоннадой. Она служит реминесценцией - напоминанием о некогда существовавшей здесь аркаде Литовского рынка, который по проекту Кваренги опоясывал весь квартал. Элегантная колоннада из легких металлических колонн-опор пандусов и колонн-фонарей не цитирует ордер Кваренги буквально, а переосмысляет историю места застройки более абстрактным языком современного зодчества, олицетворяя собой развитие архитектуры квартала как бы по спирали – от фрагмента двухэтажного Литовского рынка к масштабу помпезной колоннады Дворца Первой пятилетки и затем к еще более солидному объему нового театра. Сам же фасад здания театра, служащий своеобразным фоном для этой колоннады, решен в современных минималистичных формах. И перекликается с супрематическим духом конструктивистского дома культуры совторгслужащих, стоящего на этом участке с 1930г (до его последующей перестройки в 1949г в духе сталинского ампира).

- Как будет выглядеть эта колоннада и обзорная площадка?

- Колоннада будет возводиться из легких металлоконструкций трубчатого сечения с опорой на обвязочную балку, зарытую под тротуаром. Учитывая небольшую нагрузку от пандусов, устройство каких-либо подземных фундаментов глубокого заложения не потребуется, тем более, что колоннада эта выходит за красные линии, являясь элементом благоустройства, а не частью несущей конструкции здания. Спиралеобразно восходящие пандусы отделываются камнем, а их соффиты (нижняя часть) –листами из нержавеющей стали. Пандусы соединяют уровень земли с отметкой кровли +25,7м и служат для подъема и спуска посетителей обзорной площадки (туристов и горожан), а также для доступа зрителей на уровень открытого летнего амфитеатра на крыше. Пандусы и лестница размещены вдоль ул.Декабристов и набережной Крюкова канала, откуда открываются наиболее захватывающие виды архитектурных достопримечательностей Коломны. Дополнительно (а также для маломобильных групп населения) на уровень эксплуатируемой кровли ведет лифт из вестибюля театра. В случае, если обзорная площадка на кровле театра станет платной, то будет возможна и экономически целесообразна установка панорамных лифтов на фасаде здания. Опыт европейских столиц показывает, что обзорные площадки и обзорные аттракционы являются самыми посещаемыми достопримечательностями в мире: достаточно вспомнить колесо обозрения London Eye, колесо обозрения на пл.Согласия, обзорную площадку на крыше Центра Помпиду и Эйфелеву Башню в Париже, купол берлинского Рейхстага: сюда выстраиваются самые длинные очереди из туристов, желающих посмотреть на панорамы города. Колоннада Исаакиевского собора на отметке 43м от земли также является одним из самых популярных мест среди туристов в Санкт-Петербурге.

Купол предлагается разбить сеткой треугольных панелей в рисунке, сомасштабном контексту, при этом в плане образуется барочный рисунок, напоминающий сетку мощения площади Капитолия в Риме. Тема металлических панелей переходит в пространство многосветного фойе отделкой внешней поверхности зрительного зала. Как вариант возможно озеленение поверхности купола вечнозелеными растениями. При этом купол превратится в зеленый холм, а сама кровля – в парк на крыше размером с приличный городской сквер. С южной стороны купола в его объеме «вырезана» акустическая раковина-сцена, которая будет усилять звук оркестра и исполнителей: на отметке +28м от уровня земли шум города и его дорог будет отсекаться акустическим экраном парапетов основного корпуса, таким образом прямой звук от проезжих частей будет отсеиваться, а отраженный будет сливаться в единый шумовой фон города, не препятствующий восприятию живого звука, усиленного акустической раковиной сцены, вокруг которой расположены открытые трибуны амфитеатра на 750 мест. От амфитеатра открывается потрясающая панорама исторического центра города: здесь можно будет проводить летние концерты и фестивали классической музыки в период белых ночей.

- А что можно сказать о фасадах?

- Отделка основного фасада театра выполнена из панелей патинированной (искусственно состаренной) листовой меди. Материал, который комплиментарен историческому центру города, выглядит достойно и благородно стареет: достаточно вспомнить покрытие куполов Казанского собора и Дома Зингера на Невском пр. Панели составлены со сдвижкой в виде горизонтальной кладки в духе рустовки исторического здания Мариинского театра, что также делает фасад более сомасштабным окружению, оправдывая превышение высоты объема театра над карнизами соседних зданий тем, что выше отметки 21.5 м (карниз Зимнего Дворца) – громоздится не стена, а по сути кровельный материал. Зеленый цвет медных панелей созвучен зеленому фасаду исторического Мариинского театра. А поскольку и существующий новый корпус третьей сцены Мариинки активно использует медь в отделке фасада, то этот материал станет основным лейтмотивом в архитектуре ансамбля из трех корпусов. Вдоль вертикальной поверхности фасада предлагается устроить несколько рядов горизонтальных линий. Хаотично расположенные на фоне этих линий оконные проемы (соответствуют планировкам этажей театра) вдоль набережной Крюкова канала будут напоминать ноты вдоль нотных линеек – в ассоциации с музыкальной темой комплекса.

Беседовал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close