Выпускники Санкт–Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) стали заложниками конфликтной ситуации, которая сложилась между нынешним и предыдущим руководством вуза. Дошло до того, что студентам пятого курса приостановили выдачу дипломов о высшем образовании.
В редакцию обратились выпускники СПбГУСЭ. Новоиспеченные специалисты утверждают, что ректорат отказывается выдавать им дипломы. «Мы отучились пять курсов, - сообщила «Фонтанке» одна из выпускниц ГУСЭ. - Исправно платили деньги, защитили дипломные работы. Дата выдачи дипломов была назначена на 27 июля, но на прошлой неделе мне, как старосте, позвонили из деканата и сказали, что их не выдадут. Вместо диплома у нас будут справки».
«Фонтанка» уже писала об этой ситуации. В настоящее время в СПбГУСЭ городская прокуратура проводит проверку по заявлениям студентов.
Неприятная ситуация сложилась в университете после смены руководства. В ноябре 2008 года прежний ректор Валерий Соловьев был назначен президентом СПбГУСЭ, а в начале июня этого года он уволился с этой должности по собственному желанию. В настоящее время ректором этого университета является Александр Викторов, бывший председатель комитета по науке и высшей школе.
«Мы планировали разобраться с этим вопросом в понедельник-вторник, - рассказал «Фонтанке» проректор по безопасности и кадрам Николай Седых. – На сегодняшний день у нас все еще нет разъяснений со стороны прокуратуры. Мы обратились к начальнику ГУВД Владиславу Пиотровскому и к прокурору Невского района. В этих обращениях мы написали, что приостановили выдачу дипломов в связи с проводимой проверкой. Когда началась эта проверка, выяснилось, что государству нанесен огромный материальный ущерб – студенты не оплачивали свое обучение. Дело в том, что студенты вносили платежи через некоммерческое партнерство «Сервис», которое позиционировало себя как благотворительный фонд. Эта организация заключила еще со старым руководством вуза фиктивный договор о благотворительной поддержке нашему университету, т.е. НП «Сервис» должен был переводить деньги студентов вузу, но он этого не делал. Поэтому образовалась громадная задолженность перед государством, и началась проверка».
Судьба и деятельность вышеупомянутого НП «Сервис» заслуживает особого внимания. По некоторым данным, в 2001-ом году ученый совет СПбГУСЭ принял решение учредить Фонд поддержки науки, образования и развития учебных заведений «Сервис». По уставу он должен был перечислять на нужды вуза не менее 85% привлеченных средств. В этот фонд могли делать взносы все желающие, но если это делали родители студентов, действовала специальная «гибкая система скидок»: если за год в кассу университета надо было вносить, например, 20 тысяч, то в кассу фонда достаточно было и 15.
Однако, в том же 2001-ом году какие-либо фонды при учебных заведениях были запрещены, и ученый совет СПбГУСЭ создал некоммерческое партнерство «Сервис». Учредителем новой организации числились три общества с ограниченной ответственностью – «Интерн», «Вымпел» и «СтройГарант». А учредителем всех трех был сын Валерия Соловьева – Василий Соловьев, который ныне является начальником управления аппарата одного из вице-губернаторов. К тому же, по нашим данным, он был президентом НП «Сервис» с 11 января 2006-го по 21 февраля 2008-го года.
Кстати, за время своего существования НП «Сервис» приобрело 4 здания (в том числе и на Трефолева, 4) общей площадью больше 10 тысяч квадратных метров и два подвала общей площадью около 1000 квадратных метров.
Все это время студенты исправно платили за обучение в эту организацию. «У нас никогда не было телефонов НП «Сервис», - объяснила «Фонтанке» выпускница СПбГУСЭ. – Мы с ними не связывались никак. Они были как подразделение нашего института и находились по адресу Трефолева,4. Вчера, кстати, из этого здания выносили мебель, и нам сказали, что здание выставлено на торги. Все это время мы приходили в коммерческий отдел вуза, там брали квитанцию, шли в банк, оплачивали эту квитанцию, и нас переводили на следующий курс. Причем у нас не было выбора, как оплачивать учебу, нам никогда не говорили: «Хотите, оплачивайте в фонд, хотите по-другому». Нам просто давали квитанцию на имя этого НП «Сервис» и все. Если мы не оплачивали, то тут же шли на отчисление».
Все бы, скорее, так и продолжалось, если бы в июне 2008-го года Соловьев не ушел с должности ректора «по собственному желанию», как сказал проректор по учебной работе Николай Седых, а руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев не обратился бы с заявлением к Генеральному прокурору РФ о «привлечении Валерия Николаевича Соловьева к уголовной ответственности по признакам хищения денежных средств университета». С тех пор государственные органы и ведут разбирательства по этому поводу.
Бывший ректор Валерий Соловьев отрицает тот факт, что его сын имел какое-либо отношение к НП «Сервис»: «Мой сын никогда не был генеральным директором этой организации. Да, НП помогало университету, потому что у нас тогда не было собственного помещения для образовательной деятельности и мы нуждались в средствах благотворителей. Но со студентами НП «Сервис» никакого договора не заключало и квитанций им не давало».
Соловьев выступил с резкой критикой в адрес нового руководства: «То, что происходит сегодня, не поддается никакому пониманию. В руководстве университета сейчас алчные люди. Николай Седых, вообще, первое, что сделал, это взял к себе на работу своего сына. А новый ректор создал 10 должностей проректоров, такого вообще ни в одном вузе нет. На одну из них он поставил свою жену, у которой зарплата составляет 4-5 профессорских зарплат. Так и напишите. Самое обидное, что страдают студенты, которые абсолютно ни при чем. Ведь Викторов работает уже второй год, то есть сегодняшних выпускников он перевел в прошлом году с четвертого курса на пятый, а если бы были задолженности, то коммерческих студентов не перевели бы ни за что. А сейчас им не выдают дипломы».
На вопрос корреспондента «Фонтанки»: «Чем Вы сейчас занимаетесь?» - Валерий Соловьев ответил: «Можете так и написать: выгнали с должности ректора, выгнали из президентов, выгнали с заведования кафедры. Человек, создавший университет, сегодня безработный».
Проректор по безопасности и кадрам отметил, что университет во всей этой ситуации выступает на стороне пострадавших студентов: «Мы понимаем, что их обманули. Мы вообще все здесь были как рабы. Но если ректор поставит свою подпись на дипломе, то автоматически станет соучастником преступления, ведь фактически деньги не переводились. Помимо студентов, которые платили в НП «Сервис» и не платили вузу, есть еще другая категория учащихся, которых сейчас проверяют – студенты – «фантомы». В этом вопросе речь идет о факторе личных связей. Такие студенты по факту вообще могли не обучаться. Но таких мы сами лично проверяем и сейчас пытаемся понять: сдавали ли эти студенты экзамены и зачеты, были ли ведомости. Но для этого нужно время и силы. По этим причинам выдача дипломов временно приостановлена».
Однако студенты, которые уже неделю пытаются выяснить судьбу своих дипломов, опровергают слова проректора по безопасности и кадрам. «В университете говорят, что прокуратура, которая сейчас проводит в нашем вузе проверку, запретила выдавать дипломы, - рассказала «Фонтанке» одна из выпускниц. - А в прокуратуре говорят, что это наш ректор не выдает дипломы. Никакие документы на руки не дают, все наши договоры якобы изъяты, но нет акта об изъятии, при этом в прокуратуре опять же сказано, что их не изымали. Все время отправляют из одного здания в другое, все отказываются письменно подтверждать свои ответы на наши вопросы. В деканате нам предложили написать заявление в прокуратуре, что мы не оплачивали учебу. Но ведь мы оплачивали».
Сейчас руководство вуза все еще ждет результатов проверки либо какого-нибудь документа от вышестоящих инстанций. «Без такого официального разрешения мы не можем выдать дипломы», - объяснил Николай Седых. А студенты тем временем пишут жалобы губернатору, в прокуратуру Петербурга и Федеральное агентство по образованию.
Марина Алексеенко,
Фонтанка.ру
Поделиться