15 сентября премьерой «Лебединого озера» Михайловский театр откроет новый сезон, и зрители смогут оценить работу реставраторов: под куполом зрительного зала вновь появится живописный плафон «Победа просвещения и наук над темными силами невежества», целый год находившийся на реставрации.
За это время мастера ООО «Петербургская реставрационная компания» практически полностью, сантиметр за сантиметром, воссоздали почти 400 квадратных метров живописи: за всю свою историю плафон был впервые демонтирован для комплексной реставрации. Эта работа написана на отдельных холстах, укрепленных на деревянном основании панно.
Композиции вновь обрели свои оригинальные цвета и проработку всех деталей. В процессе работ, длившихся почти год, была снята копоть, которая образовалась из-за газового освещения, использовавшегося в XIX веке; сняты наслоения более поздней краски, были разработаны уникальные методики реставрации, восстановлены рецепты особого осетрового клея (как считают специалисты, такой клей более эластичен, более прочен и идеально подходит для живописи). Все оригинальные фрагменты плафона были наклеены на новый льняной холст, обработанный специальными составами.
При установке на место плафона итальянского художника Джованни Бузатто реставраторы столкнулись с некоторыми неожиданностями: так, например, деревянная поверхность плафона имеет не строго горизонтальную, а особым образом искривлённую поверхность – с тем, чтобы при взгляде снизу, из зрительного зала, у посетителя возникала иллюзия того, что живописные облака действительно «плывут» по небу. Кроме того, реставраторам под руководством Николая Михайлова, как и мастерам прошлого, орнаментальные украшения на стыках полотен приходится прописывать вручную.
Реставрационные леса уже на днях покинут зрительный зал Михайловского театра. По словам Николая Михайлова, обновлённый плафон сможет теперь провисеть на своём месте и сто лет без реставрации – но только лишь в том случае, если не случится каких-либо форс-мажорных обстоятельств: например, не лопнет труба или не протечёт крыша.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"