В Петербургской консерватории вновь есть учёный совет. Его избрание стало возможным благодаря решению горсуда, снявшего запрет на проведение выборов в учреждении. Музыканты не преминули этим воспользоваться и уже через несколько часов после судебного заседания провели конференцию. Коллектив распустил старый учёный совет и выбрал новый.
Напомним, что выборы ректора были отменены в Консерватории осенью 2008 года — Октябрьский суд признал недействительным ученый совет учебного учреждения. Однако горсуд посчитал, что решение было принято без учета интересов самих членов ученого совета и вернул дело на повторное рассмотрение.
Во всей этой истории запутаться очень легко. Говоря коротко, одна группа педагогов подала в суд и признала учёный совет «нелегитимным». Основываясь на решении Октябрьского суда, Министерство культуры в декабре 2008-го года порекомендовало и.о. ректора Сергею Стадлеру отменить выборы нового главы вуза: ученый совет Консерватории районным судом был признан недействительным – следовательно, он не мог назначить эту процедуру.
Не секрет, что вся эта процессуально-правовая чехарда влияла на учебный процесс в Консерватории, скажем так, не самым лучшим образом: Сергей Стадлер, почти полтора года бывший исполняющим обязанности ректора, был весьма стеснён в своих действиях, а вуз без учёного совета, по сути, был обезглавлен.
Поэтому практически сразу, как только 9 сентября стало известно о решении горсуда, в Консерватории прошла конференция по выборам учёного совета. Коллектив распустил старый учёный совет и выбрал новый – фактически в том же составе, который из-за судебных проволочек был признан “нелигитимным”.
- К счастью, как говорится в “Кавказской пленнице”, наш суд – самый справедливый в мире, и мы смогли вполне легально провести конференцию по избранию учёного совета, – сказал в интервью “Фонтанке” исполняющий обязанности ректора Петербургской консерватории, народный артист России Сергей Стадлер. – В новом учёном совете сорок пять человек: ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, работники профсоюза и деятели искусства. Учёный совет состоит из авторитетных в мире музыки людей и нацелен на конструктивную и позитивную работу на благо вуза, а не на самоутверждение или какую-то разрушительную реализацию собственных идей, не относящихся к учебному процессу. Наконец-то, я уверен, Консерватория займётся тем, чем должна заниматься: у нас множество интереснейших учебных, фестивальных и концертных программ, на которые у многих просто не хватало сил из-за судебных мытарств. Сейчас у нас накопилось безумное количество вопросов по учебному процессу, однако я уверен, что мы сможем в ближайшее время их благополучно разрешить. Совет выбрали на пять лет, и работу он начнёт уже в ближайший вторник.
Правда, на этот же день намечено очередное заседание в Октябрьском федеральном суде – однако на этот раз оно будет чисто формальным, уверен Сергей Стадлер. По его словам, в гораздо большей степени его волнует организация учебного процесса, а также текущий ремонт и модернизация старейшей российской консерватории.
Первый проректор Консерватории по экономике и финансам, доктор экономических наук, профессор Сергей Смолянинов рассказал “Фонтанке”, что именно предстоит сделать :
- Год успешной работы Министерством культуры (учредителем Консерватории) оценен, мы получили дополнительные деньги на достройку органа и 52 миллиона – на автоматизацию Консерватории. Это означает установку нового светового оборудования в театре, а также оцифровку и перевод в электронный вид нашей уникальной библиотеки. Будет автоматизирована школа-«десятилетка» при Консерватории; на сегодня в ней нет ни одного компьютера, а в Консерватории – ни одного лингафонного кабинета.
Уволенный из вуза (и впоследствии восстановленный на работе решением суда) профессор Гинтас Жяльвис – можно сказать, идейный лидер консерваторской оппозиции – прокомментировал события следующим образом:
– В происходящем нет победы нынешней администрации Консерватории; есть только нарушение закона. В то время, когда суд еще не принял решение по вопросу о легитимности старого учёного совета, собирается конференция для выборов нового. Причем приказ, по которому собирается эта конференция, на самом деле тоже отменен. И. о. ректора назначает членов совета по собственному усмотрению, на что по уставу не имеет права. На деле Сергей Стадлер ведет борьбу с коллективом, с учёным советом, которые его не приняли, при этом пытаясь изобразить, что ему противодействует только кучка отщепенцев, борящаяся за власть. Всем этим осуществляется давление на суд, который 15-го сентября должен решать вопрос о легитимности старого учёного совета. Так что отмена обеспечительной меры – это большая беда для нас.
Тем не менее, очень хочется надеяться, что во всех судебных приключениях будет поставлена точка, и старейший музыкальный вуз России сможет, наконец, заняться музыкой.
Кирилл Веселаго, Михаил Гончаров, Фонтанка.ру