Бороться с должниками по налогам – как гражданами, так и руководителями компаний-недоимщиков – фискальное ведомство будет с помощью милиции. Проверки со стороны правоохранительных органов грозят почти четырем тысячам петербуржцев. Уголовное преследование им не страшно, но внимание со стороны милиции может «попортить крови».
Новая инструкция, подписанная министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым и руководителем Федеральной налоговой службы Михаилом Мокрецовым, регулирует совместную работу «мытарей» и милиции. 1 сентября она прошла регистрацию в Минюсте и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования, которое ожидается в ближайшие дни.
Кошмарим должников
Инструкция предусматривает, что налоговики обязаны передавать в органы внутренних дел материалы на компании и граждан, которые в течение двух месяцев не выполняют требования об уплате налогов и сборов. Причина неуплаты при этом не проверяется – единственный критерий, которым должны руководствоваться сотрудники фискального ведомства – сумма: организация попадает «под колпак», если недоимка превышает 250 тысяч рублей, гражданин – 100 тысяч рублей.
В Санкт-Петербурге, согласно последним опубликованным налоговой службой сведениям, такую задолженность имеет более полутора тысяч компаний и, по состоянию на 9 сентября, почти 3200 граждан, не уплативших транспортный налог.
Последний список, правда, постоянно сокращается. «После проведения мероприятий, направленных на погашение задолженности (в том числе размещение списка должников на сайте УФНС), только за один месяц (с 1 августа по 1 сентября) в бюджет Санкт-Петербурга поступило 16,4 млн. рублей долгов», – сообщили в городском управлении Федеральной налоговой службы. Хотя если верить самым актуальным публикациям, большинство «значимых» персон до сих пор считаются должниками. В их числе, например, президент Лиги боев без правил Вадим Финкельштейн, который еще месяц назад заявил журналистам, что «разобрался с налоговой».
Обязанность передавать материалы на всех должников в милицию предусмотрена поправками в Налоговый кодекс РФ, действующими уже более двух лет. Но только сейчас они отразились в инструкции, которой непосредственно должны руководствоваться работники двух ведомств. «Вроде бы порядок в данной сфере налаживается, но появляется очередная проблема«, – отмечает Николай Вильчур, руководитель международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». «Из новой инструкции явным образом не следует, что неуплата налога (неисполнение требования в течение двух месяцев) является единственным основанием направления информации налоговиками правоохранительным органам. Новый приказ, в отличие от старого, не содержит признаков преступлений. Поэтому при более широком толкований полномочий налоговые органы могут направлять материалы по собственному усмотрению. Избежать такой двусмысленности можно было бы, указав, что направление информации осуществляется только при неисполнении требования, либо, что неисполнение требования является лишь частным случаем. Однако ни то, ни другое в документе не определено«, – отмечает юрист.
Неясно также, какие преступления могут быть инкриминированы должникам. Ведь гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, только если он не представил налоговую декларацию или внес в нее заведомо ложные сведения. Сама по себе неуплата уже задекларированного налога (из-за отсутствия средств, потери работы или по иным уважительным причинам или даже с умыслом) преступлением не является. Нарушителю грозят пени, принудительное взыскание, ограничение на выезд в зарубежные страны, но никак не возбуждение уголовного дела.
В областном управлении Федеральной налоговой службы журналисту «Фонтанки» пояснили, что речь идет о применении статьи Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает уголовную ответственность руководителей организаций и частных предпринимателей за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов. И участие правоохранительных органов в работе с должниками приносит свои плоды – большинство недоимщиков «изыскивает средства».
Маски-шоу
По новому соглашению милиционеры по ходатайствам налоговиков будут поддерживать выездные проверки. Но эти просьбы должны быть обоснованы – силовики могут быть вызваны для сопровождения (обеспечения безопасности сотрудников инспекции, если есть угрозы их жизни и здоровью) при наличии признаков налогового преступления и в ряде других случаев. Однако руководитель органа внутренних дел вправе отказаться от участия в рейде, если не сочтет его обоснованным.
«Мне кажется, что нет необходимости привлекать милицию на всех этапах налоговой проверки, – полагает Наталия Сибгатулина, директор юридической фирмы «АСН». – В то же время, если у налогоплательщика в ходе обычной проверки есть право отсрочить предоставление тех или иных документов, то есть, зачастую удается избежать ответственности, то при участии органов внутренних дел на месте сразу будет зафиксировано – какие именно документы и в каком виде находились на предприятии. Общий вывод – опять прибавили работы юристам».
Примечательно, что в отличие от действующего с 2004 года положения о взаимодействии «мытарей» с милицией, из нового приказа исключены «антикошмарные» нормы о том, что «сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел при осуществлении возложенных на них задач обязаны корректно и внимательно относиться к представителям организации, физическим лицам и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну».
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»