Уже полтора года являющийся ректором Петербургской Консерватории с приставкой "и.о." Сергей Стадлер сетует на "октябрьское правосудие", но считает, что надо работать, невзирая на все неприятности. После очередных выборов учёного совета Консерватории и очередных судебных решений он ответил на вопросы корреспондента "Фонтанки".
Скажите, пожалуйста: после очередного решения Октябрьского районного суда от 15 сентября у Вас снова два ученых совета, которые имеют равные права?
– Не знаю, судебного решения я ещё не видел. Мне вообще трудно всё это комментировать: у нас в вузе есть группа людей, занимающихся сутяжничеством, все об этом прекрасно знают. Тем не менее, ситуация эта продолжается, и мне она представляется более чем странной: частные лица судятся с государственным образовательным учреждением по каким-то казуистическим поводам, а Октябрьский суд всегда встаёт на их сторону. И учёные советы у нас как бы вообще не у дел: фактически уже полтора года Консерваторией руководит Октябрьский суд. Мне это кажется странным: в конце концов, мне кажется, город должен вмешаться.
- Именно город? А почему не Министерство культуры, которое является учредителем Консерватории?
– Я не знаю, кто именно. Но кто-то должен. Мы же, в конце концов, консерватория, а не адвокатская контора. А сейчас мы вынуждены постоянно судиться, поскольку каждый шаг ректората оспаривается в судебном порядке. Мы живём в рамках закона, я выполняю все решения суда. Конечно, ничего страшного: но будет апелляция, будет новое решение суда, и так далее. Вот во вторник, если я ничего не путаю, суд оспаривал какое-то решение, которое было принято ещё до моего назначения ректором.
- Суд был по поводу "легитимности" учёного совета в предыдущем его составе.
– Да здесь у нас столько судов, что вообще запутаться можно! Поэтому я и опасаюсь комментировать что-либо. А учёный совет, избранный девятого сентября, абсолютно легитимный со всех сторон: специально для того, чтобы не было всяких жалоб, мы взяли старый устав, подписанный ещё во время ректорства Александра Чайковского. Новый устав пока находится в Министерстве культуры, а мы взяли положение о выборах учёного совета от 2006 года.
- Вам ещё ставят в вину и тот факт, что из 38-ми кандидатов в члены нового ученого совета двадцать шесть выдвинули лично вы.
– Так в положении установлено, что кандидата в учёный совет выдвигает либо пленум факультета, либо сам ректор. Я думаю, это сделано для того, чтобы в учёный совет могли избираться представители тех подразделений, которые не относятся к профессорско-преподавательскому составу, но присутствие которых в учёном совете просто необходимо: например, это наша школа-десятилетка, фольклорный центр, профсоюзные организации, концертмейстеры, и так далее. Всех этих людей ректор может выдвинуть своим списком, а всего же состав учёного совета не может превышать сорок пять человек, включая тех, кто входит туда по должности – то есть ректора, проректоров по театрально-концертной деятельности, по финансам, по довузовскому образованию, по общим вопросам и по хозяйственной части. Проректоры по учебной и по научной работе избирались от факультетов. Так что всего было 39 кандидатов. На трёх факультетах – оркестровом, вокальном и дирижирования и композиции – не было кворума, люди не собрались, несмотря на то, что это был рабочий день. Соответственно, по этим факультетам кандидатов выдвинул ректор. Тем, кто остался этим недоволен, я отвечаю, что все факультеты, которые хотели это сделать, своих кандидатов выдвинули.
- Тем не менее, по мнению нескольких преподавателей во главе все с тем же г-ном Жяльвисом, это было сделано с нарушением закона.
– Я могу лишь вновь повторить, что даже не хочу комментировать все эти сутяжнические дела, потому что у нас их много, и все об этом знают. Любой шаг администрации постоянно оспаривается в суде. Меня удивляет позиция Октябрьского суда, который активно поддерживает граждан, которые всеми силами стараются просто дестабилизировать обстановку в коллективе. Но это моё личное мнение – все решения суда, я повторю, мы выполняем. Вот суд постановил восстановить г-на Жяльвиса на работе – мы его восстановили. Правда, сейчас он опять уволен за нарушения трудовой дисциплины. Если Октябрьский суд снова решит, что это незаконно – опять восстановим.
- А он, наверное, опять обратится с иском в суд?
– Этого я не знаю; мне это не интересно. Я ни с кем не борюсь, просто работаю.
А Вы не устали от того, что с вами всё время кто-то борется?
– Я принял это, как данность. Что делать? Работать-то надо. Как говорится, птички поют, а караван идёт.
- Тогда расскажите о чём-нибудь приятном – например, о консерваторском фестивале "Под знаком вечности". Это ведь первый консерваторский фестиваль в статусе международного?
– Понимаете, исторически сложилось так, что два вуза в мире просто обязаны иметь свою музыкальную политику – это московская и петербургская консерватории. Она существует безотносительно желания ректора – просто, если консерватория работает над этой политикой, она хорошая, а если нет – соответственно, плохая. Главный зал страны – это Большой зал консерватории в Москве. У нас же есть не только прекрасный зал, но и музыкальный театр. Мы не можем бездействовать, и для развития вуза международный фестиваль просто необходим. Это единственный в Санкт-Петербурге фестиваль, организованный по тематическому принципу. Каждый год программа событий фестиваля будет строиться вокруг одной кросс-культурной темы, к которой обращались художники самых разных стран. В этот раз фестиваль будет посвящён немецкому поэту Фридриху Шиллеру, 250-летие которого отмечается в этом году. В течение двух веков его творчество служило источником вдохновения для композиторов разных стран. Фестиваль откроется в зале Глазунова 21 сентября – это день рождения Консерватории, будет исполнена Девятая симфония Бетховена, последняя часть которой, как известно, и есть "Ода к Радости" Шиллера. Будет также представлен проект "Мир Фридриха Шиллера в словах и звуках", в котором прозвучат стихи, вокальная лирика и камерная музыка его эпохи. И, конечно – "Орлеанская дева" Чайковского, также написанная на сюжет драмы Шиллера. Одна из самых лучших опер Чайковского, и так редко ставится у нас! Ею откроется сезон в нашем музыкальном театре.
А когда, наконец, зазвучит новый консерваторский орган?
– Вообще, известная немецкая фирма по изготовлению органов "Ойле" должна была работать до середины октября. Но так получилось, что они справились с работой раньше срока. Орган уже сдан, все бумаги подписаны, и для торжественного концерта мы пригласили французского молодого органиста Жана-Батиста Дюпона, лауреата VI международного фестиваля органистов имени Микаэла Таривердиева. Так что получился небольшой сюрприз, и двадцать пятого числа петербургская публика впервые услышит наш новый орган.
Беседовал Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"