Сейчас

+4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+4˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как 1

3 м/с, ю-з

756мм

91%

Подробнее

Пробки

3/10

Особенности финской национальной охоты за контрабандой

1428
ПоделитьсяПоделиться

Дмитрий Шереметьев, похоже, стал первым россиянином, пожаловавшимся в Европейский суд по правам человека на финские правоохранительные органы. В историю Финляндии Шереметьев уже вошёл как крупнейший табачный контрабандист. Между тем, логике обвинения финского суда вполне мог бы позавидовать любой басманный суд: одна пойманная фура с контрабандой плавно превратилась... в десять!

До сих пор российская пресса не знала об обстоятельствах этого дела, потому что родственники Дмитрия надеялись на положительный исход. Финские СМИ также не называли фамилии контрабандиста, осужденного в первой инстанции в Лаппеенранте к семи годам лишения свободы, потому что журналисты не заинтересовались процессом.

Рентген обнаружил «LM»

Финским таможенникам на посту Нуйамаа (Брусничное) чем-то не понравилась фура с грузом сэндвич-панелей из России. Рентгеновская установка на посту в тот день была на ремонте, и грузовик отправили на допобследование в пункт Валима (Торфяновка). Трак просветили не только с бортов, но и сверху. При вскрытии нашлись 14 428 блоков «LM», спрятанных в специальных контейнерах под стеновые панели. Так 3 ноября прошлого года таможенников посетила большая удача.

На боковых снимках груз был виден как горизонтальные ряды панелей, упакованных в десять палет. На снимке сверху стала видна решетка внутри каждого сэндвича. В однородной полиуретановой панели ей взяться неоткуда. Вместо панелей высотой с сигаретный блок оказались тайники, полые внутри, укрепленные решеткой из фанеры и заполненные контрабандой. Сверху и снизу эти карманы закрывали тонкие металлические листы. Каждая стопка была запечатана в целлофан с логотипом фирмы-производителя полиуретана.

Финны рьяно следят за соблюдением правила, согласно которому провозить можно один блок на человека, а тут - целая фура! По финским законам - неуплата налога в особо крупных размерах.

В документах на груз одним из покупателей числилась компания Мaisimet Oy, принадлежащая Дмитрию Шереметьеву. С грузом пришло письмо на русском языке, где указывалось, что владельцем груза надо считать ту же компанию. Поэтому не удивительно, что уже 5 ноября Шереметьев и его супруга Ирина, числившаяся в Мaisimet Oy, были задержаны и доставлены в Лаппеенранту, а еще два дня спустя арестованы по подозрению в причастности к этой партии. Другим арестованным стал водитель трака.

Еще меньше года назад Шереметьев, обосновавшийся в Финляндии после развала Союза, был респектабельным бизнесменом - совладельцем логистической компании. 31 марта суд приграничной Лаппеенранты признал его виновным в 10 случаях контрабанды, в злостном подлоге бухгалтерии и приговорил к 7 годам тюремного заключения, свыше 5 миллионам евро штрафа и к запрету на ведение коммерческой деятельности на 7 лет. К настоящему времени Дмитрий - единственно известный злодей в той истории.

Ирину без объяснений выпустили несколько дней спустя после ареста. Возможно, разобрались, что она имеет гражданство Финляндии. Водитель Алексей Устинов сперва получил четыре года и 4 миллиона евро штрафа, но в июне был оправдан, потому что, как решил суд, он мог не знать о содержимом груза. Шереметьева же заподозрили еще в шести похожих поставках, прошедших по тому же маршруту в мае-августе 2008 года. В фурах находились те же сэндвич-панели, и они, как и последняя партия, были ввезены Алексеем Устиновым и растаможены на Maisimet Oy. Затем таможня выяснила: грузов, схожих с пойманным 3 ноября, было девять. В том числе три пришли паромом из эстонского Палдиски в Ханко в январе-феврале 2008 года. Эти девять грузов затем вывозились в Европу.

Груз размножился рационально

Бесспорно, финские таможенники поймали крупную партию сигарет. У защиты есть своя версия относительно причастности Шереметьева именно к той отправке - об этом позже. Но как несколько месяцев спустя определить, что в других фурах в адрес той же компании были сигареты и как эти предположения стали утверждениями в приговоре?

Следователи делали свои выводы на сомнениях относительно маршрутов транспортировки, внешнего вида и заявленного веса грузов, давно растворившихся на просторах Евросоюза. Эти улики, на поверхностный взгляд, косвенные, в основе обвинений, предъявленных Устинову, а затем Шереметьеву (их дела рассматривались порознь).

По расчетам таможни, плотность полиуретанового наполнителя сэндвич-панелей составляет 100 кг на куб. Вес блока сигарет - 280 грамм. Аналогичный кусок наполнителя взятой за основу плотности весит около 100 грамм. То есть «чистые» грузы с панелями должны были весить не более 6900 кг, тогда как по грузовым документам все семь пришедших из России грузов весили не менее 8200 кг. Завышенный вес и сделанные расчеты, по мнению таможни (и суда), указывают на спрятанные сигареты. Фактически это ключевой довод, доказывавший, что наполнителем панелей всех партий грузов был не полиуретан.

Вдобавок на рентгеновских снимках двух грузов, счастливо прошедших в адрес Шереметьева в июле, видны более светлые линии с боков грузов, что свидетельствует о разной плотности материала по краям и внутри. На этих фотографиях, сделанных в Нуйамаа, сперва не заметили ничего подозрительного. Но, когда в последней поставке оказалась контрабанда, снимки извлекли из компьютера таможни и подшили к делу. Инспектор Сольясало рассказал: сравнив июльские фото с ноябрьскими, таможня поняла, что они идентичны. При этом инспектор признал, что перевозка сэндвичей - отнюдь не редкость.

По утверждению таможни, элементы были сконструированы так, что сигареты было невозможно заметить с помощью рентген-машины в Нуйамаа. Пост Валимаа, где обнаружили контрабанду, располагает более мощной аппаратурой. Якобы поэтому, несмотря на неоднократный досмотр на этом посту, грузы выпускались в Финляндию.

По словам господина Сольясало, таможне было сообщено, что груз - это конструкции для внешних стен. Однако, по мнению суда, элементы не похожи на стеновые панели, а являются неким легким и дешевым продуктом. Суд усомнился в необходимости везти такой товар из Латвии через Эстонию и Финляндию на рынки Центральной Европы так, что груз по пути несколько раз перегружался и держался на складе. В развитие логической цепочки последовало заключение: выбранная схема транспортировки этого товара, даже если его можно использовать в чем-то полезном, нерациональна.

И вывод: нет никаких рациональных причин сомневаться в том, что во всех попавших под подозрение грузах были сигареты. Из фотографий 3 ноября видно, что в элементы старались запихнуть максимальное количество сигарет. У суда нет никаких причин сомневаться, что ранее элементы заполнялись сигаретами каким-либо другим образом. Поэтому суд посчитал доказанным, что все грузы содержали не менее 14 000 блоков сигарет, как и было указано в пунктах обвинения.

«Рационально», «вероятнее всего» - такие размышления не раз встречаются в материалах обвинения Шереметьева и Устинова. Например, определяя сумму недополученных налогов по обвинению водителя Устинова, суд точно знал налоговую стоимость пойманной партии - 556 262,31 евро. Остальные грузы, решил суд, были, вероятнее всего, как минимум равные по размеру пойманному грузу. Далее по тексту: абсолютно понятно, что свободное место в таких преступлениях используется как можно эффективнее, и поэтому расчетные неуплаченные налоги должны быть не менее 3 794 828,50 евро.

Суд разобрался

Суд «Финляндия и таможенное управление против Устинова» 28 января положительно ответил на два вопроса: содержали ли шесть грузов до 3 ноября сигареты и знал ли водитель о наличии сигарет во всех семи грузах. Приговор: 4 года тюремного заключения и штраф 4 миллиона евро.

Алексей Устинов на следствии и на процессе говорил, что по поручению своего работодателя забирал груз с некоего завода в Нижнем Новгороде. Сперва он даже назвал адрес этого предприятия. Но, когда с помощью российских коллег финские таможенники выяснили, что по указанному месту находятся жилой дом и офисы, водитель вспомнил, что адрес мог быть другим, - его провожали до места погрузки. По словам Устинова в суде, он должен был сообщить диспетчеру своей компании о приближении к согласованному с компанией-заказчиком месту, а также отчитаться сразу по прибытии. Место встречи находилось за городом. Представитель заказчика постучался в дверь, представился, сел в машину и указал Устинову путь до завода, где машина была загружена. После этого Устинова проводили до таможни, где представитель заказчика произвел затаможку груза. Водитель проверил соответствие количества загруженного товара указанному в грузовых документах и убедился, что внешне груз был в порядке.

И так семь раз. Завод и лица, с которыми Устинов общался каждый раз, были одни и те же. Во всяком случае так об этих событиях говорится в материалах суда.

Он рассказал, что изложенная схема типична для России. Так действует его компания, и так действуют и другие перевозчики. Перевозки, о которых в деле идет речь, ничем не отличались от других, которыми он занимался. Адрес товароотправителя по документам часто не соответствует адресу, где машину в действительности загружают. В данном случае в грузовых документах был указан юридический адрес компании-заказчика, а не адрес места погрузки.

Суд нашел рассказ противоречивым, довольно сумбурным и посчитал, что Устинов знал о нелегальном товаре.

Двумя месяцами позже суд против Шереметьева пришел к выводу о наличии сигарет во всех десяти, попавших под подозрение партиях в адрес «Майсимет Оу» и участии руководителя компании в контрабанде.

По версии следствия, Шереметьев активно участвовал в этой широкомасштабной операции. Он организовал морскую и оплатил наземную транспортировку всех грузов с металло-сэндвич-элементами. Он изменил название страны происхождения элементов с Латвии на Финляндию. По заказу Шереметьева Лаппеенрантовская экспедиторская компания растаможила ввезенные из России грузы на имя компании Шереметьева и сделала документы для дальнейшей отправки из Финляндии. На арендованных им трейлерах груз перевозился в порты Хельсинки или Турку и далее в Данию или Швецию, где опять перегружался. Конечное место назначения так и не было выяснено, но обвинение на основании письма «Майсимет Оу» к датской компании предположило, что этим местом является Великобритания.

Уликами в отношении Шереметьева также стали обнаруженные в его компьютере грузовые документы, связанные с поставками из России и Эстонии. Там же, в приложении к августовскому письму в адрес датчан, были найдены фотографии с изображением палет с упаковкой и без нее. Сфотографированные элементы идентичны ноябрьской находке.

Защита предъявила данные о смене учредителей компании-отправителя, между 9 и 10 поставками. По ее версии, Шереметьев не знал об этих переменах. Странности с грузом от 3 ноября подтвердил экспедитор компании «Лаппен Хуолинта», услугами которой по растаможке и оформлению пользовался Дмитрий Шереметьев. Обычно данные по грузу для Мaisimet Oy он получал не менее чем за неделю до доставки. Однако на этот раз информация пришла в последний момент напрямую из России. Шереметьев тоже говорил, что узнал об идущей в его адрес отправке буквально накануне от транспортной компании. Российский партнер в нарушение соглашений ему ничего не сообщал. Устинов вспомнил, что при последней погрузке присутствовали неизвестные ему люди. Судья не стала обращать внимания на эти детали.

Заметим, что на суде по Устинову было признано, что внешне по грузу было невозможно понять, содержал ли он что-то незаконное. Поэтому в июне суд второй инстанции посчитал недоказанной информированность Устинова о содержимом трейлера и снял с него обвинения. Суд по делу Шереметьева, кстати, признал, что маршрут груза весьма типичен, но это не нашло отражениях в протоколах. На жалобу защиты о такой невнимательности был получен ответ: «Судья может писать все, что считает нужным».

Шереметьев не отрицал, что за исключением последнего, остановленного таможней груза он организовал перевозки, вошедшие в обвинительный акт. Последний груз отличался от прочих и стал для него сюрпризом. Грузовые документы, представленные как доказательство его вины, несмотря на кажущуюся очевидность, могут быть поддельными. Шереметьев не брал на себя ответственности за этот товар. Ему не поверили.

По национальному признаку

Сын Шереметьева Александр, присутствовавший на всех судебных заседаниях, объяснил «ТС» смысл операций по экспорту стеновых панелей. По его словам, полиуретановые и прочие панели везут в Европу, так как жесткое экологическое законодательство ЕС сильно увеличивает их посленалоговую стоимость (особенно в Голландии и Великобритании, куда ушли «папины» панели). Их выгодно везти в том числе из России. Логистическая цепочка в Финляндии, которой управлял Дмитрий Шереметьев, позволяла минимизировать транспортные расходы. Плотность полиуретанового наполнителя сэндвич-панелей может варьироваться от 20 до 200 килограмм на кубометр. В зависимости от этого стоимость отличается в разы. Определить класс этих панелей без химанализа невозможно.

В жалобе в Европейский суд указывается на обстоятельства, осложнившие положение Шереметьева как подозреваемого.

Следствие ссылалось на его национальность, обосновывая необходимость ареста. (Русский Шереметьев может сбежать в Россию.) Бюро по защите меньшинств Финляндии в ответ на жалобы защиты согласилось, что использование национальности как обоснование ареста не может быть законным, но не стало комментировать решения суда.

По финским законам обвиняемый не может быть арестован без предъявления доказательств более чем на неделю. Следствие, как сказано в жалобе, не подкрепило доказательствами свои утверждения о виновности Шереметьева, а суд решил, что верит следователям на слово.

Наконец судья сообщила защите Шереметьева, что если тот будет оспаривать процессуальные моменты, то суд урежет вознаграждение адвоката, учитывая, что сам Шереметьев не сможет оплатить эти услуги. И в решении суда действительно зафиксировано, что часть действий защиты не должна быть оплачена.

Теперь Шереметьев просит Европейский суд по правам человека информировать Финское государство, что вышеописанные действия в деле об аресте противоречат «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Не будем отрицать: в построениях следствия действительно есть логика, а показания в деле весьма противоречивы. Но даже в России слышали, что расследование должно опираться на факты, а любые сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Факт, что, кроме партии от 3 ноября, следствие могло располагать лишь догадками, а догадки вроде как к делу не пришьешь.

Допустим, Шереметьев действительно знал о незаконном содержимом всех грузов. Но по аналогии можно предположить, что если кого-либо из нас поймают на границе с лишней бутылкой водки, то отвечать придется минимум за ящик, если поездок в Финляндию было много.

В октябре дело Шереметьева рассмотрит суд второй инстанции.

Александр Львов, «Фонтанка.ру»

Материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 21 сентября 2009 г.

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close