Наши музеи горячо отозвались на юбилей «Русских сезонов» Сергея Дягилева, впрочем, еще несколько новых выставочных проектов вполне достойны внимания.
Кольбе рисует женщин
C 14 октября в Эрмитаже можно увидеть двадцать больших графических листов Георга Кольбе, немецкого скульптора первой половины ХХ века. Это не наброски, не эскизы к скульптурам, а самостоятельные рисунки, сделанные в скупые 1920-е годы, когда бронза сильно подорожала, а заказы измельчали. На них обнаженные танцовщицы принимают самые неожиданные позы. Тела распластываются, скручиваются, расставляют ноги и прячут голову в колени – в бронзе такие выверты выглядели бы малопривлекательно, а на бумаге усиливается их провокационность, отчетливый эротизм. Кольбе шел по стопам Родена, отбрасывая точность ради потока движения, энергии и уходя от жеманной скованности к естественной раскрепощенности. В 1920-х эти пятна голубоватой и коричневой разведенной туши, чуть ограниченные росчерками стального пера, воспринимались как рисованные порнооткрытки, а сегодня это вполне целомудренные, изящные иероглифы из женских тел. Выставка пройдет в Надворной галерее Зимнего дворца.
Сайт Музея Георга Кольбе в Берлине
Танцует всё
Еще один выставочный проект Эрмитажа, стартующий в нынешнюю среду, носит название «Танец. К столетию "Русских сезонов" Дягилева». Живопись Дега и Матисса, графика Тулуз-Лотрека и Шагала, скульптура Боччони – они не всегда отражают тему сюжетно, скорее речь идет о стилистике, пластике, характере линии. Танец как метафора творческого процесса – так начинает импрессионизм. Рубеж ХХ века делает акцент на самом действии, нередко превращая его в священнодействие. Это как раз дягилевская эпоха. А дальше танец с шарфами понемногу превращается в танец шарфов, энергия движения обнаруживается в самом замшелом натюрморте, уже не говоря об изображении человеческого тела.
Мраморный дворец станет штабом великого комбинатора
Днем позже, 15 октября, Русский музей тоже начинает чествовать знаменитого русского антрепренера: монографическая экспозиция «Дягилев. Начало» открывается в Мраморном дворце. Дягилев как импресарио, организатор выставок, художественный критик, редактор журнала «Мира искусства»; великого комбинатора искусства начала ХХ века обещают показать с разных сторон. Будут и фрагменты выставок, которые он готовил, и элементы театральных декораций его легендарных антреприз. От Дягилева тянется множество ниточек к современной культуре. Волшебник все-таки: за что ни брался, все через столетие превратилось в золото.
В собесе развернули инсталляции
Фестиваль «Арт-Собес» проходит в Петербурге во второй раз, но поскольку о первом, состоявшемся три года назад, уже никто не помнит, организаторы ни на какой преемственности не настаивают. Основная площадка – лофт-проект «Этажи», где уже развернулись инсталляции и фотовыставки, сессии и дискуссии, на этот раз с социальным уклоном. Равноправие полов, мужественность и женственность, феминизм, жизнь солдатов и бомжей – эти унылые темы обсуждают и собираются обсуждать в таких неординарных художественных форматах, как ток-шоу, ролевая игра и психотерапевтический сеанс.
Живой журнал фестиваля «Арт-Собес»
Ольга Лузина, Фонтанка.ру