Члены Пушкинской комиссии отдела историко-филологических наук РАН выступили сегодня с открытым письмом к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. В письме они выражают озабоченность судьбой дома Дельвига на Загородном проспекте Петербурга, который вновь хотят надстроить, как сообщали ранее СМИ.
В письме рассказывается, что дом был построен в 1811-1813 годах для купца Тычинкина по проекту архитектора Овсянникова, ни разу не перестраивался, уцелел во всех войнах и остался одним из подлинных зданий городской постройки начала 19 века. Антон Дельвиг жил в этом доме с ноября 1829 года по 14 января 1831 года, здесь он и умер. Здесь не раз бывал Пушкин. Именно в те годы, когда Дельвиг жил в упомянутом доме, он начал издание «Литературной газеты», объединившей вокруг себя пушкинский круг. Дом дважды ремонтировался (в 1961 и 1990 годах.), и в настоящее время находится в приличном состоянии.
Рядом с ним построен «Регент-холл» - «огромный железобетонный монстр, уже признанный властями города градостроительной ошибкой», подчеркивают академики. Как ранее сообщалось, фирма «Фастком», построившая новое здание, планирует реконструировать дом Дельвига. Предполагается надстроить мансардный этаж и «приспособить дом под современные нужды», то есть сделать перепланировку.
Совершенно очевидно, что эти манипуляции в лучшем случае изменят до неузнаваемости исторический облик здания, а в худшем – вообще погубят этот дом, считают ученые.
Поскольку дом Дельвига является не только одним из немногих подлинных памятников пушкинского Петербурга, но и историческим местом, непосредственно связанным с именем Пушкина, Пушкинская комиссия РАН посчитала своим долгом высказаться по этому поводу, говорится в письме.
«Мы не обязаны вникать в подробности административной переписки между проектировщиками, городскими властями и КГИОП, но мы вправе заявить о недопустимости перестройки и тем более разрушения дома Дельвига. Важно напомнить, что сотрудники Пушкинского Дома принимали самое активное участие в первом раунде борьбы за этот дом, осенью 1986 года. Многие из нас стояли тогда на Владимирской площади, Александр Михайлович Панченко с балкона дома читал отрывки из речи Куницына об обязанностях «государственных людей», на митинге выступал Сергей Александрович Фомичев», - пишут филологи.
Тогда дом удалось отстоять, и эта победа сделала дом Дельвига символом борьбы за сохранение исторического Петербурга. «Тем более важно сейчас сделать все возможное, чтобы не допустить очередного варварского пренебрежения исторической памятью, которую Пушкинская комиссия РАН призвана сохранять», - резюмируют ученые.
Письмо подписал, в частности, глава Института русской литературы - Пушкинского Дома - Николай Скатов.