О намерениях установить паромное сообщение со странами ЕС вновь заговорили в Петербурге. Компания «Инфлот» уверяет: ведутся переговоры с несколькими пассажирскими перевозчиками о возобновлении сообщения с Хельсинки, Стокгольмом и Таллином. С большой долей вероятности линия откроется уже в мае 2010 года, но брать с собой в путешествие машину жители города не смогут. Пока.
Петербург вновь попытаются связать паромным сообщением со странами ЕС. Компания «Инфлот» ведёт переговоры с несколькими пассажирскими перевозчиками о возобновлении сообщения с Хельсинки, Стокгольмом и Таллином. С большой долей вероятности линия откроется уже в мае 2010 года, но полноценной поначалу не станет. Ведь брать с собой в путешествие машину жители города не смогут: в новом пассажирском порту автомобильный пункт пропуска откроют не ранее 2011 года.
С кем именно ведутся переговоры, генеральный директор ЗАО «Инфлот Ворлдвайд» Игорь Глухов уточнить отказался. Однако директор ОАО «Таллинк-Ру» Алексей Салумаа не стал отрицать, что эстонский паромный оператор Tallink Silja всерьёз рассматривает возможность вернуться в Петербург. «Мы планировали это сделать ещё год назад, но грянул кризис. К тому же у нас сейчас просто нет свободного парома, чтобы отправить его на новую линию. Но, думаю, к маю ситуация может измениться. Если сочтём это необходимым, можем снять судно с другой линии или арендовать», - говорит он. С каким городом — Таллином или Хельсинки — морское сообщение будет восстановлено в первую очередь, и какова будет периодичность рейсов, глава «Инфлота» пока не знает. Известно лишь, что оно будет постоянным. «Ходить только в высокий сезон смысла нет. Если мы организуем линию, то сообщение будет круглогодичное», - подчеркнул Алексей Салумаа.
Напомним, что в начале 2005 года Tallink (тогда ещё не поглотивший своего конкурента — Silja Line) прервал обслуживание линии Петербург - Таллин - Хельсинки, а в конце того же года отказалась от работы на линии Петербург - Таллин - Росток и Silja Line. В обоих случаях главной причиной послужили сложности с оформлением российской визы для иностранных туристов. Аналогичные проблемы испытала компания Stella Line в прошлом году. Их паром успел совершить несколько рейсов между финской столицей и Петербургом, но через 2 месяца был закрыт из-за нерентабельности.
Теперь, по словам председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, такой проблемы не будет. Смольный планомерно продавливал принятие поправок в закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», и в итоге, в ноябре прошлого года, добился своего. Право находиться на территории России без визы 72 часа, по мнению чиновников, сущий подарок для финнов, эстонцев и прочих шведов, так что проблем с заполняемостью рейсов быть не должно. «Задачу привлечь 5 миллионов туристов в год никто не снимал. В этом году в Петербург приехало на 11,5% больше иностранцев, чем в прошлом, — это более 2 миллионов человек. Из них 428 тысяч — по морю. А с помощью регулярного паромного сообщения мы сможем удвоить это количество», - считает Максим Соколов.
Впрочем, полноценным очередной дебют международного парома в Петербурге всё равно не станет. Путешествовать по морю вместе с собственным автомобилем пока не получится. «Автомобильный пропуск мы окончательно построим в 2011 году. Пока такой технологической возможности мы не имеем», - говорит президент ООО «УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов. Альтернативный вариант предложил Максим Соколов: до окончательной готовности нового пассажирского порта отправлять паромы со старого Морского вокзала. Но и здесь есть свои сложности: всего 8 пунктов паспортного контроля, что в перспективе может создать огромные очереди при посадке и сходе на берег (в «Морском фасаде» таких пунктов более 30).
Для развития нового порта приход паромных операторов чрезвычайно важен, в первую очередь, в финансовом плане, - считают эксперты. «Порт Таллина зарабатывает 5 миллионов долларов на круизных судах и 50 — на паромах. Перспективы Петербурга здесь ещё выше. Это 10-15-кратное повышение доходов», - говорит глава «Таллинк-Ру». Пока же показатели порта достаточно скромные. По данным и.о. капитана пассажирского порта Юрия Орлова, Петербург посетили 113 судов за весь период навигации-2009. Для сравнения: Стокгольм ежегодно посещает более 300 круизных судов (не считая паромов). Однако уже в следующем году в Петербурге ожидают не менее 176 лайнеров. В связи с этим в устье реки Смоленки будет построена пристань для речных судов. «Там пассажиры круизёров могут садиться на теплоходы до Петергофа, Зимнего дворца или других достопримечательностей. Сейчас мы работаем над этим проектом вместе с комитетом по транспорту», - сообщил Максим Соколов.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"