В декабре закончится проектирование сверхскоростной линии, по которой поезда будут преодолевать расстояние между Петербургом и Москвой за 2,5 часа. Правда, со стоимостью строительства проектировщики до сих пор определиться не могут. Хотя в том, что по объему финансирования это будет новая «стройка века», сомнений уже не остается.
К моменту пуска первого поезда «Сапсан» между двумя столицами (напомним, это произойдёт 18 декабря) закончится проектирование сверхскоростной линии, по которой поезда будут преодолевать расстояние в 650 километров за 2,5 часа. ОАО «Ленгипротранс», которое разрабатывает новую железнодорожную ветку от Петербурга до Москвы, планирует завершить все работы до конца текущего года. Правда, со стоимостью строительства проектировщики до сих пор определиться не могут. Хотя в том, что по объему финансирования это будет новая «стройка века», сомнений уже не остается.
Любопытно, что после вмешательства экологов первоначальную схему движения пришлось менять. Согласно ей, трасса должна была пройти по территории Новгородской области сквозь Валдайский парк, который имеет статус заповедника. Областным властям вместе с заказчиком - ОАО «Скоростные магистрали» - и «Ленгипротрансом» пришлось даже организовывать общественные слушания, которые несколько раз переносились. В итоге было решено, что проще не спорить с народом, а перенести дорогу. «Теперь она запроектирована гораздо ближе к существующему железнодорожному полотну и парк не затрагивает. Правда, при этом трасса стала длиннее. Но, тем не менее, до Нового года мы проектирование закончим», - рассказал «Фонтанке» руководитель проекта «Ленгипротранса» Николай Саенко.
Для организации движения поездов со скоростью 350 — 400 км/час требуется фактически создать новую современную железную дорогу - построить третьи и четвертые пути от Петербурга до Малой Вишеры и от Решетниково до Москвы, железнодорожный обход станции Бологое, уложить кривые участки пути, реконструировать станции, построить путепроводные развязки с автодорогами, совершенно новую контактную сеть и системы связи. По словам Николая Саенко, в черте Петербурга поезда будут двигаться либо по эстакаде, либо в тоннеле.
Напомним, что создание высокоскоростного сообщения между Петербургом и Москвой предусмотрено стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. По прогнозам разработчиков проекта, общий объем пассажирских перевозок возрастет в 2015 году на 65 % по сравнению с 2007-м, а в 2020 г. - на 108 %. Расчетный срок строительства магистрали составляет пять лет. Из одной столицы в другую поезда будут попадать за 2,5, может быть, даже за 2 часа. Президент РЖД Владимир Якунин уже заявлял, что в 2010 году целесообразно начать инженерные изыскания на территории, предназначенной для строительства магистрали. Также он неоднократно говорил, что деньги на этот дорогостоящий проект у монополиста найдутся.
Правда, пока ни руководство РЖД, ни проектировщики стоимость строительства трассы назвать не могут. Зато известно, что в Италии стоимость скоростных дорог составляет 100 миллионов евро на 1 км. Так что стоимость всего проекта, по первоначальным оценкам, может дойти до 65 миллиардов евро. Тем более, что многолетняя практика реализации масштабных проектов в России показала - в нашей стране они парадоксальным образом обходятся значительно дороже, чем в Европе, несмотря на наличие более дешёвой рабочей силы. Достаточно сравнить стоимость немецких автобанов и петербургских КАДа и ЗСД.
Исходя из оптимистичных расчетов федеральных чиновников, в 2014 году высокоскоростные поезда уже смогут мчаться из Петербурга в Москву. А из столицы добраться до олимпийского Сочи к тому времени можно будет всего за 17-18 часов на уже почти петербургском «Сапсане». Как сообщил журналистам представитель Siemens (изготовитель «Сапсана») Андерс Липп, компания провела испытания скоростного поезда на нескольких участках Северо-Кавказской железной дороги в целях измерения на них предельных скоростей передвижения состава (учитывая наличие стрелок и S-образных поворотов).
Выяснилось, что пускать поезда со скоростью 250 км/час, как на линии Москва-Петербург, пока не получится - в среднем, поезда будут передвигаться со скоростью 150 км/час и преодолевать всё расстояние за 17-18 часов. Запуск скоростного движения в столицу Зимней олимпиады предусматривается всё той же стратегией развития железнодорожного транспорта. Таким образом, уверяют чиновники, путь из Северной столицы до черноморского побережья может занять всего 20 часов, вместо 1,5-2 суток, как сейчас.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"