Российские СМИ активно подхватили идею Генеральной прокуратуры о необходимости установки в метрополитенах страны специальных ограждений для безопасности пассажиров. Как выяснила «Фонтанка», в Петербурге «это уже проходили», но в судебном порядке прокуратуре было отказано.
Устройства, применяемые во многих странах мира, называются Platform Screen Doors (PSD), - это вариации на тему прозрачных панелей с дверями, укрепляемых на край платформы, - дабы избежать падения пассажиров на пути.
Озабоченность генеральной прокуратуры, как сообщает официальный сайт, вызвали участившиеся случаи травмирования в метро. Правда, статистику на эту тему найти оказалось невозможно. В ведомстве же отмечают, что метрополитены “не в полной мере выполняют возложенную на них законодательством обязанность по предоставлению пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью граждан”.
Свою категоричную позицию прокуратура подкрепляет весомым аргументом: непокорных хотят укрощать рублем. Оснащение станций техническими средствами “рекомендовано включить в качестве обязательного условия получения из федерального бюджета субсидий на развитие метрополитенов”. Тут стоит напомнить, что на будущий год статья эта вообще исключена из бюджета РФ, так что с запугиванием прокуратура несколько запоздала. Кроме того, доля федерального центра, хоть в абсолютных цифрах и внушительна, но фактически составляет лишь порядка пяти процентов от всех трат на развитие подземки, большую часть из которых, в частности в Петербурге, берут местные власти.
Международный опыт, по данным надзорных органов, якобы показывает, что оборудование станций названными средствами препятствует случаям травматизма пассажиров и падению на железнодорожные пути. В Петербурге аналогом PSD можно назвать станции закрытого типа, например, «Гостиный двор» или «Петроградская», где выход с платформ в вагоны осуществляется через автоматически открывающиеся двери. Однако в планах развития подземки северной столицы таких станций больше не будет. Все недавно построенные и проектируемые, в том числе «Международная» и «Бухарестская», относятся к колонному типу.
В пресс-службе Петербургского метрополитена «Фонтанке» пояснили, что в законодательстве на сегодняшний день не предусмотрена установка каких-либо заграждений, нет такого и по СНИПам.
Впрочем, попытка провести «модернизацию» была предпринята местным прокурором на метрополитене еще в 2008 году. Однако после прохождения двух инстанций Ленинским судом города было принято окончательное решение об отказе в требовании оборудовать платформы перегородками. Оно вступило в силу и до настоящего момента не обжаловалось.
Кроме этого, в ГУП «Петербургский метрополитен» отметили, что при установке любых ограждений необходимо просчитывать, не станут ли они дополнительной причиной травмирования. К сожалению, приходится констатировать, что посадка пассажиров в Петербурге, особенно в часы пик, на станциях любого типа носит беспорядочный характер. Нередки случаи, когда люди под напором толпы оказываются зажаты между поездом и платформой, отметили в компании. При этом строительство закрытых станций — не панацея, так как на них случаи получения травм фиксируются незначительно реже. Есть и еще один нюанс, уже больше технический: дополнительные двери стационарны, так что машинисту подъезжающего поезда необходимо «прицеливаться» с остановкой первого вагона.
Самым простым, и в то же время самым эффективным, оказывается простое соблюдение правил пользования метрополитеном, которые постоянно транслируются по громкой связи.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»