Тысячи петербуржцев вновь вынуждены оправдываться перед начальством за опоздание на работу и менять свои планы из-за закрытого метро. ЧП с подвижным составом в "час пик" стали для городской подземки обычным делом. Источники, знакомые с ситуацией, полагают, что проблема в жесткой экономии. В самом метрополитене данные предположения отвергают.
Неприятный сюрприз поджидал сегодня тех, кто около 8:30 утра оказался на 1-й ветке метрополитена или у дверей закрытых станций "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект", "Автово". Работники некоторых из них объясняли — в метро авария, некоторое время придется потерпеть. Кто-то ждал на улице, кому-то пришлось посидеть в вагонах. Корреспондент "Фонтанки" "попал" в коллапс на "Проспекте Ветеранов", пассажиры первого состава, прибывшего на станцию после задержки, рассказали ему, что около получаса (по их ощущениям) сидели и ждали, пока поедут дальше.
Как сообщили корреспонденту "Фонтанки" в пресс-службе Петербургского метрополитена, в 8:30 утра на перегоне между станциями "Автово" и "Кировский завод" сломался поезд. Состав был остановлен. С помощью вспомогательного поезда его дотащили до станции "Кировский завод", где и была произведена высадка пассажиров. В 8:50 движение на 1-й ветке метрополитена возобновилось. В 9:24 линия была полностью разгружена.
Поскольку авария произошла во время наиболее плотного пассажиропотока, на станциях очень быстро скопилось значительное количество пассажиров. Дежурные самостоятельно принимали решения о прекращении входа в метро.
Более подробно о ЧП подземного масштаба рассказал глава петербургского метрополитена Владимир Гарюгин. "Произошла механическая поломка системы торможения вагона. Тормоза у поезда просто заклинило. Поэтому мы на 40 минут закрыли конечную станцию "Проспект Ветеранов", чтобы предотвратить скопление людей на платформе. Также были закрыты "Ленинский проспект" и "Автово". Но вход на эти станции был перекрыт не больше чем на 7 минут. Чтобы найти поломку, машинисту понадобилось выйти из вагона — нужно было понять, в каком именно месте отказала система тормозов. Затем была проведена эвакуация людей, а далее поезд был доставлен в ближайший тупик на "Площади Восстания". Сегодня ночью состав перевезут в депо, и мы сможем детально изучить сложившуюся ситуацию", - рассказал Гарюгин.
Он считает, что от подобных механических поломок не застрахован никто. "Мы понимаем, что это уже третий случай за месяц. Но ни Бог, ни царь, ни герой не могут дать стопроцентных гарантий от таких случайностей", - заметил глава метрополитена.
У экспертов, знакомых с ситуацией, - свое мнение на этот счет. Как сообщил "Фонтанке" сопредседатель организации "Город и транспорт" Владимир Фёдоров, самые старые составы движутся по 1-3 линиям. Они постоянно проходят испытания в специальном центре на "Предпортовой", при необходимости — ремонтируются. Кроме того, по нормативам, каждый состав один раз в день должен пройти обследование на предмет выявления дефектов — проверяются колесные пары, подшипники и т.д. Поскольку на 4 и 5 линиях своего депо нет, пассажиры периодически видят, как мимо в депо других линий прогоняются пустые вагоны.
По мнению Федорова, проблема в том, что подземке в последнее время приходится экономить — и на ремонте, и на зарплатах специалистов. Как утверждает сопредседатель "Города и транспорта", ремонтные работы производятся по сокращенной схеме, используются старые "запчасти". "Сказать, что все старое, что составы ходить не могут — нельзя. В метро это квалифицируется как брак при техобслуживании вагонов".
Владимир Гарюгин подобные предположения опровергает. "В отношении ремонта у нас нет проблем с финансовыми средствами. Все ремонтные работы проводим впрок. Да, у нас есть старые вагоны, которые исчерпали свой ресурс. Их около 600. Но у них есть все специальные освидетельствования, и они прошли все экспертизы", - заявил Гарюгин. По его словам, всего в сутки в метро сейчас курсирует 4200 поездов.
Был ли состав, который сломался сегодня, одним из выработавших свой срок, в метрополитене пока не знают. Этот вопрос будет выясняться сегодня ночью во время экспертизы.
Справка:
Только за последний месяц это третий по счету инцидент с подвижным составом в петербургской подземке.
Первый произошел 3-го числа. Состав сломался на станции "Технологический институт" около 8 часов утра, но сразу отправить его в депо не удалось. Пассажиров высадили, а поезд некоторое время ждал, когда из ближайшего "отстойника" за ним придет "аварийка", которая произведет "отбуксировку" к станции метро "Московская". При этом движение не прекращалось, но происходило со значительными задержками. В то время, пока сломавшийся состав неспешно двигался от "Технологического института", на всех станциях "синей ветки" стали скапливаться огромные очереди из желающих уехать на работу. По свидетельствам очевидцев, те, кто стоял в первых рядах (особенно на открытых платформах), через некоторое время стали мечтать уже не о том, чтобы скорее сесть в поезд, а хотя бы о том, чтобы не упасть ему под колеса, настолько сильной была давка. Как сообщили "Фонтанке" в метрополитене, в течение дня к ним поступили десятки, если не сотни, жалоб от опоздавших на работу жителей города и просто от тех, кто оказался недоволен работой подземки утром 3 ноября. Всех, кому требовалось получить оправдательный документ на работу, в ГУПе просили обращаться на любую станцию Московско-Петроградской линии — дежурная должна была выдать справку на официальном бланке.
Во второй раз метро нарушило планы граждан 17 ноября. С 9 утра на станции метро "Садовая" начала скапливаться толпа. Некоторые люди, устав ждать поезда, поднимались наверх и пытались добраться до места назначения наземным транспортом. В пресс-службе метрополитена опять же связали сложившуюся ситуацию с неисправным составом, который прогоняли по 5 линии от "Садовой" в сторону станции "Комендантский проспект". Неисправность была выявлена уже после его выхода на путь, поэтому пришлось перегонять его в "час пик", из-за чего, в свою очередь, и образовалась пробка.
Татьяна Востроилова, Валерия Петрова,
Фонтанка.ру