Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, с-в

748мм

88%

Подробнее

Пробки

2/10

Дорожный налог вместо транспортного

329
ПоделитьсяПоделиться

Правительство России нашло способ пополнить бюджет на содержание автодорог. Вместо транспортного налога, закон о повышении ставок которого отклонил Совет Федерации, в два раза увеличены сборы, взимаемые за проезд по российским дорогам тяжелых грузовиков. Этот «налог» именуется компенсацией вреда, причиняемого дорожному полотну.

Новую  методику расчета «дорожного налога» 16 ноября подписал премьер-министр России Владимир Путин. Платить его должны будут все владельцы грузовиков, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. Для некоторых «тяжеловесов» путешествие из Петербурга в Москву обойдется почти в 210 тысяч рублей.

Ось проблем

Фактически «дорожный налог» взимается с 1996 года. Бесплатно могут ездить фуры и иные грузовики общей массой вместе с грузом до 38 тонн, при условии соблюдения установленного специальной инструкцией распределения веса по осям. Надзор за перевозчиками осуществляется на постах весового контроля (один из них, например, расположен в Осиновой роще на пересечении Выборгского шоссе и КАД). Кроме того, на федеральных трассах установлены специальные устройства, вмонтированные в дорожное полотно – автомобиль «взвешивается» в движении, а информация передается на стационарный пост.

Законность взимания дорожной «подати» уже оценивал Конституционный суд России, который не признал спорный фискальный сбор налогом. Ведь по замыслу чиновников, он должен компенсировать повышенный износ дорожного полотна, который возникает как раз из-за «тяжеловесов». Для обычных автомобилей все остается бесплатным, а сверхнормативные расходы по ремонту шоссе должны возмещаться за счет перевозчиков, заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов.

Кроме разовых разрешений на проезд, владельцы грузовиков по действующим правилам могли купить «абонемент» на день (он рассчитывался исходя из суточного пробега в 300 км) и на месяц (5400 км).

Километр в рублях

Установленная правительством методика касается всех дорог – как федеральных, так и региональных. Рассчитываться «дорожный налог» должен по сложной формуле в зависимости от массы грузовика, а также осевых нагрузок. Эти ставки суммируются, умножаются на расстояние и специальный компенсационный индекс, зависящий от уровня инфляции.

Относительно действующих новые ставки увеличены более чем в два раза. Так, сейчас за грузовик весом в 42 тонны нужно заплатить 110 рублей за каждые сто километров пробега. По новым правилам – 240 рублей. При превышении осевой нагрузки до 10 процентов дополнительно нужно было заплатить 450 рублей, теперь – 925 рублей.

Кроме того, вводятся специальные ставки для проезда «тяжеловесов» в период весеннего половодья (в период действия ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями). В зависимости от превышения осевой нагрузки они могут составлять от 52,6 до 273,30 рубля за километр. То есть, за проезд фуры весом 85 тонн с нагрузкой на ось в 17 тонн по трассе Санкт-Петербург – Москва (765 км) нужно будет заплатить почти 210 тысяч рублей весной и более 40 тысяч рублей в другие времена года.

Дорожная арифметика

Дата введения новых правил пока не определена. Равно как не ясно, будут ли они вообще применяться – необходимая нормативная база отсутствует. Не определено, кто и как должен взимать новую категорию сборов и т.д. Не установлено даже, кто должен его платить: показатели предельной массы грузовика и допустимых осевых нагрузок, за превышение которых взимается «дорожный налог», должны быть закреплены в утвержденных тем же правительством России правилах перевозки грузов автомобильным транспортом. Ни в одной правовой системе такого документа нет – до сих пор действуют и применяются правила, установленные еще Минавтотрансом РСФСР в 1971 году. Но для определения плательщиков «дорожного налога» их использовать никак нельзя.

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) журналисту «Фонтанки» подтвердили, что правил перевозки грузов, утвержденных правительством России, пока нет, а несколько проектов этого документа были отклонены. Константин Шаршов, заместитель начальника Северо-Западного представительства, считает положение о взимании сборов противоречивым и на сегодняшний день невыполнимым: «Оно вступит в силу через 7 дней после официального опубликования, но правил перевозки, исходя из которых должны считаться превышения, нет. Варианта два: либо Росавтодор будет исходить из действующего норматива (38 тонн), определенного инструкцией Министерства транспорта РФ, либо после появления правил взыщет все «задним числом».

Кроме того, по его мнению, правительство неправомерно установило единые ставки сбора для всех дорог. Ведь федеральный закон делегирует полномочия оценивать размер ущерба, наносимого «тяжеловесами» региональным трассам, властям субъектов Федерации, а местным дорогам – муниципалитетам.

С другой стороны, неопределенность позволит автоперевозчикам вообще не платить «дорожный налог» в течение, возможно, длительного времени. Ведь для взыскания задолженности по сборам Федеральное дорожное агентство должно подавать иски к компаниям и т.д. Вряд ли арбитражные суды согласятся в отсутствие правительственных правил признавать расчеты «по старинке» легитимными. Правда, мало вероятно, что кто-либо из перевозчиков захочет судиться.

Чиновники уполномоченных ведомств пока не смогли прояснить спорные вопросы.

Павел Нетупский, Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close