Главный судебный пристав России Артур Парфенчиков подтвердил 23 ноября планы его ведомства снимать деньги с мобильных телефонов в счет оплаты долгов. Законность таких действий он обосновал письмом Генеральной прокуратуры и даже одним судебным решением. Но в большинстве случаев приставам даже не удается получить информацию об абонентах – суды защищают их права на тайну связи.
Цель Федеральной службы судебных приставов (ФССП) – защитить взыскателей, сделав жизнь недобросовестных должников (в том числе алиментщиков) невыносимой и вынудив их выплатить все, что они обязаны. Злостные должники не могут ездить за границу, иметь счета в банках и получать зарплату через карточки (эти деньги тут же будут арестованы), покупать недвижимость и т.д.
Теперь приставы хотят лишить их возможности пользоваться собственным мобильным телефоном. Эксперты считают подобную практику крайне опасной: «С таким же успехом можно изымать авансы, внесенные гражданами за оплату стационарных телефонов, электроэнергии, коммунальных платежей и т.д.», – отмечает адвокат Александр Почуев, президент НП «Консалтум».
Дело тонкое
По мнению руководителя ФССП, деньги, которые находятся у должника на счетах мобильного оператора, не должны пользоваться какой-то особой защитой по отношению к какому-либо другому имуществу. «Это вполне нормальный сегмент имущественного статуса должника. По этому поводу уже есть судебные решения, которые подтверждают нашу правоту», – заключил Артур Парфенчиков.
«В настоящий момент порядка двух третей всех производств, находящихся в службе приставов, касаются сумм до 500 рублей, – говорит Вадим Дмитриев, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. – Зачастую такую сумму безболезненно можно снять со счета мобильного телефона должника, естественно, при соответствующем балансе. Процедура, которая уже применяется в нескольких регионах, проста: пристав направляет запрос компании-оператору с просьбой предоставить данные по балансу абонента, а затем в следующей бумаге просит списать со счета деньги».
Позиция ФССП подтверждается письмом заместителя генпрокурора России Александра Буксмана, согласно которому требования приставов законны, и компании-операторы как мобильной, так и стационарной связи не должны отказывать в предоставлении информации. «В противном случае к ним могут применяться санкции от штрафа и до возбуждения в отношении руководителей компаний уголовных дел по статье 315 Уголовного кодекса РФ (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта)», – заключает Дмитриев.
Он также рассказал о «положительной судебной практике». Но, по данным «Фонтанки», речь идет о единственном деле, решенном в пользу приставов районным судом в селе Михайловска на Дальнем востоке (Приморский край). В пользу Фонда социального страхования со счета частного предпринимателя было списано 1000 рублей.
Вряд ли это решение станет прецедентом и изменит уже сложившуюся судебную практику. В разных регионах на сегодняшний день рассмотрены десятки дел о признании незаконными требований приставов на истребование информации у операторов связи. Последнее такое решение было вынесено 6 ноября – в Липецкой области пристав направил запрос в адрес филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») с требованием предоставить сведения о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи и номеров мобильных телефонов должников, не возвративших кредит коммерческому банку. Оператор со ссылками на закон отказался предоставлять эту информацию, являющуюся конфиденциальной и составляющую тайну связи. За что был оштрафован на 50 тысяч рублей.
Рассматривая вопрос о законности притязаний приставов на спорные сведения и обоснованность налагаемых санкций, арбитражный суд полностью поддержал сотовую компанию. В десятистраничном решении судья Захарова изложила несколько правовых доводов о недопустимости предоставления приставам информации об абонентах и оказываемых им услугах связи. «Исполнительное производство осуществляется на основе принципа законности. Арбитражный суд считает, что соблюдение указанного принципа обязывает судебного пристава соблюдать не только требования Федерального закона «Об исполнительном производстве», но и требования иных федеральных законов Российской Федерации», – заключил суд.
Эксперты поддерживают такую позицию: «По закону приставы вправе затребовать у различных госорганов – налоговых, регистрирующих и т.д., а также банков, информацию об имуществе должника. – поясняет Александр Почуев. – Но операторы связи к таким органами не относятся. К тому же сам абонентский номер не является имуществом, и взыскание на него невозможно».
Честь дороже
В этом вопросе все опрошенные журналистом «Фонтанки» операторы проявили удивительную солидарность и готовность бороться за права клиентов.
«Мы не предоставляем информацию об абонентах и не списываем их средства на основании постановлений судебных приставов, – заявила Ксения Корнеева, пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом». – Согласно условиям договора, внесенные абонентом денежные средства становятся собственностью оператора с даты их оплаты. Электронный счет абонента отражает объем оплаченных им услуг согласно выбранному тарифному плану. «ВымпелКом» не является банком, у которого можно списывать денежные средства на основании закона об исполнительном производстве».
«Мы обязаны предоставить сведения о состоянии абонентских счетов, но только в случае предъявления судебного решения в соответствии с законом о защите персональных данных, – поясняет Иван Золочевский, директора филиала «Северо-Запад» компании «Мобильные ТелеСистемы». – Мы отказываем судебным приставам, если они обращаются с просьбой о взыскании денежных средств со счетов абонентов. МТС неоднократно подтверждали в суде правомерность такого отказа – нашу позицию по данному вопросу поддержали суды в Карелии, в Ставропольском крае, в Хабаровске, Алтайском крае и других субъектах Федерации. Лицевой счет абонента не является банковским. Это аналитический счет, отражающий стоимостной объем услуг оператора. Соответственно, абонент имеет право требовать оказать ему услуги согласно условиям договора, либо вернуть средства. По нашему мнению, оператор не имеет права списывать средства со счетов в пользу третьих лиц», – Иван Золочевский.
В TELE2 отметили, что уважительно относятся к деятельности Федеральной службы приставов, но предоставляют только те сведения и в тех объемах, которые прямо предусмотренных законодательством России. «Во всех остальных случаях мы не вправе сообщать информацию о наших абонентах и никогда этого не делаем, – поясняет Сергей Андрияшкин, руководитель направления внешних связей компании. – Поскольку при оплате услуг связи происходит зачисление денежных средств на лицевой счет абонента у оператора, с которого и совершается оплата услуг, то при совершении такого платежа внесенная абонентом сумма передается в собственность оператора. В данном случае складывается ситуация, когда оператор должен списывать свои средства в счет долгов абонента, что нелогично».
Даже если ФССП удастся добиться своего – ввести систему изъятия денег со счетов должников у сотовых операторов, вряд ли это серьезно затронет интересы недобросовестных граждан. Ведь, предвидя эти действия, они смогут легко расторгнуть договор и вернуть внесенный аванс, а пользоваться мобильником, оформленным на жену, брата, друга и т.д. Кроме того, дабы не терять номер, за небольшую плату можно переоформить на такое лицо действующий контракт.
Павел Нетупский, Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»