В 2009-м петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» отметил десятилетие. Чествование продолжалось весь год и охватило самые интересные инициативы за отчетный период. Изобразительные жанры, архитектура, музыка, танец, видео: столь насыщенная программа юбилейных торжеств, кажется, подразумевает, что для современного искусства десять лет – очень даже срок.
В переводе с латинского «pro arte» – «за искусство» – звучит почти как боевой клич. Продвижение современного искусства и других культурных новаций в крайне консервативном городе, жители которого привычно презрительно смотрят на всё, что моложе столетия, действительно требует энтузиазма. По размаху деятельности институт, а теперь фонд «Про Арте» был и остается уникальным явлением не только в Петербурге, но и в России: каждый год – несколько художественных фестивалей и конкурсов, выставки и концерты, образовательные программы и мастер-классы, публичные лекции и дискуссии, просмотры видео и мультфильмов. А публика оказалась вовсе не такой капризной, так что события собирают не только вездесущих студентов, но и любопытных старушек, и семьи с детьми, и семьи без детей.
Это было хорошо видно на праздновании дня рождения «Про Арте» 29 мая: множество людей пришли к Нарышкину бастиону, чтобы подпрыгнуть от грохота полуденного залпа, в этот день посвященного юбиляру, и послушать реконструкцию «Симфонии гудков», знаменитого музыкального проекта комиссара Арсения Авраамова (1920), сделанную Сергеем Хисматовым. Затем два десятка поклонников собрались в хор поздравляльщиков и в сопровождении ансамбля исполнили что-то вроде песни на тексты пожеланий фонду, полученных по электронной почте. И тут же по закоулкам Петропавловки понеслись наперегонки юноши и девушки, мамаши с младенцами в колясках, интеллигентные тетушки – догонять пестрых участников перформанса «Живые скульптуры в пространстве города», которые зависали под карнизами и в оградах, заполняли телами архитектурные ниши и впадины, «вытекали» из дверей и водосточных труб. По пути забег в красно-кирпичном лабиринте вовлекал всё больше зрителей, а в финале на аппарели Иоанновского равелина публика устроила овацию запыхавшимся скульптурам и их скульптору – венскому хореографу Вилли Дорнеру.
Сразу после этого на пляже крепости состоялся интерактивный перформанс Ксении Перетрухиной и Якова Каждана «Потеря памяти»: вода смывала глубокомысленные высказывания художников. Каждый мог веткой написать на песке что-нибудь негативное, и волны немедленно заглаживали неприятность. Ветки брали дети и взрослые: кто-то рисовал, художница писала строки из Улисса, а один известный музыкант вывел «Темирканов» и ехидно наблюдал, как исчезают с невских берегов следы этого имени. Было и еще одно юбилейное мероприятие, связанное с темой воспоминаний, – показ видеоработы знаменитого американского художника Билла Виолы «Квинтет памяти», в которой двое мужчин и три женщины беззвучно переживают сильнейшие эмоции радости, восторга, гнева, страха и печали.
Здесь чудятся то босховские скалящиеся уродцы, то джоттовские святые и ангелы, заламывающие руки, – больше всего «Квинтеты» (а их у Виолы четыре: «изумленных», «памяти», «невидимых» и «тишины») напоминают живопись позднего Средневековья и раннего Возрождения. В этот же день показывали новые российские мультфильмы, современную архитектуру Китая, видеоинсталляцию «Колыбелька» выпускницы образовательной программы «Современное искусство» Татьяны Ахметгалиевой, заставившей жуткие погремушки оглушительно трещать и мелькать на экране, словно рекламные заставки. Программа свела в несколько часов разнообразную деятельность «Про Арте» – вышел день открытых дверей.
Юбилейный год был богат на события, как и любой год работы фонда. Одним из самых насыщенных месяцев оказался апрель. В Этнографическом музее прошла выставка «Архитектура Петербурга-2009», совместная с городским Объединением архитектурных мастерских: более ста лучших проектов и построек с 2007 года, плюс лекции, презентации и показы фильмов. Состоялся VI Международный фестиваль танцевального кино «КиноТанец», сводящий в единую эстетику хореографию и кинематограф, с фильмами, концертами и творческими встречами. Прошли очередные, восьмые «Пифийские игры» – состязания композиторов, на которых каждый год анонимно исполняется несколько специально написанных сочинений, а победителя выбирает голосованием публика. В последний день мая в Эрмитажном театре показывали еще два фильма Билла Виолы. В июле московский ГЦСИ принимал выставку «Русская красота», собравшую визуальные высказывания тридцати петербургских художников. А в конце сентября эта экспозиция была показана в рамках девятого фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», ставшего за эти годы излюбленным осенним развлечением тысяч петербуржцев.
На этот раз основные проекты фестиваля были сделаны выпускниками образовательной программы «Про Арте» «Современное искусство» и украсили семь небольших городских музеев: от Военно-медицинского музея Министерства обороны – до Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Весь год в Потерне Петропавловской крепости показывали работы крупнейших видеохудожников мира: англичанин Ян Брейквелл в видеоинсталляции «Другая сторона» (2002) с помощью визуальных эффектов разбивает идиллию танцующих пожилых пар и спокойно плещущегося моря, американская группа «Без границ» снимает стремительные перемещения виртуальных людей по городскому пространству со всеми его препятствиями «Из точки А в точку Б» (2007).
Осенью на экране Потерны сменялись времена года, закольцованные финном Сантери Туори, – видеоинсталляция «Лес. Дерево и пруд» (2009).
А с 20 ноября здесь можно увидеть невероятно убедительную фантазию американки Ив Сассман на тему шедевра Веласкеса «Менины», где изображена семья испанского короля Филиппа IV, – «89 секунд в Алькасаре» (2004).
Камера совершает один полный оборот, показывая общение королевы с юной инфантой, страстное объяснение королевской четы перед зеркалом, фрейлин, монашку, карликов и бульдога, роскошные костюмы и намертво уложенные букли. Совершенно невозможно поверить, что всё это уместилось в полторы минуты, но еще больше поражает то, как Сассман удалось уйти от голливудской псевдоисторической драмы и передать исторически достоверную атмосферу королевского двора – с его нерушимым этикетом и запретом на открытые эмоции.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру