Пострадавшие в результате ЧП с «Невским экспрессом» пассажиры получат страховое возмещение от одной-двух до 250 тысяч рублей. При этом компенсироваться будут даже самые незначительные (но документально зафиксированные) ранения. А вот кому и как скоро будут выплачены ещё 200 тысяч, обещанные лично президентом РЖД Владимиром Якуниным, в компании-монополисте пока не знают.
Пассажиры, путешествующие любым поездом по территории России, автоматически страхуются специализированным СО «ЖАСО». Страховая премия включается в стоимость билета и составляет всего 2,3 рубля - для любого класса вагонов. Обратиться за выплатой по данной страховке можно уже сейчас, пояснили «Фонтанке» в страховой компании. Для этого можно позвонить по телефону 8 (800) 200-99-93 или обратиться лично по адресу: набережная реки Фонтанки, 11. Максимум, на что можно рассчитывать — 12 тысяч рублей, но претендовать на деньги может любой пассажир, травмы которого (пусть и самые незначительные, например, лёгкое сотрясение мозга или ушибы) зафиксированы документально.
«Мы обязаны рассматривать любой синяк. Но, скорее всего, если травмы действительно несерьёзны, то можно будет получить несколько тысяч, возможно, одну или две. Точно я сказать не могу», - рассказала "Фонтанке" сотрудница «ЖАСО».
Затруднились в страховой компании и назвать точные сроки со дня обращения до момента выплаты денег.
Как утверждают в «ЖАСО», застрахованы были абсолютно все пассажиры, и большинству пострадавших лично напомнят о причитающейся им компенсации. «У каждого пострадавшего были взяты координаты для дальнейшей организации выплаты страхового возмещения», - говорится в заявлении «ЖАСО» на официальном сайте. Это касается и тех, кто приобрёл отдельный полис перед поездкой (он стоит 50 рублей). По нему страховая выплата может достигать 250 тысяч рублей.
Помимо выплат по страховке, семьи погибших и пострадавшие получат компенсации по линии ОАО «РЖД» и федерального правительства. Из резервного фонда федерального бюджета семьи погибших получат единовременное пособие в размере 300 тысяч рублей, получившие тяжелые травмы - по 100 тысяч, а те, кто получил ранения легкой степени тяжести, - по 50 тысяч. ОАО "РЖД" намерено выплатить семьям погибших по 500 тысяч рублей, а пострадавшим - по 200 тысяч. Правда, насколько тяжело нужно было пострадать, чтобы оказаться в списке претендентов на выплаты, в РЖД пока не знают. «Этот вопрос сейчас уточняется. Возможно, всё прояснится в течение дня», - объяснили «Фонтанке» в пресс-службе железнодорожного монополиста. Неизвестно пока и куда следует петербуржцам обращаться для получения компенсации.
Смольный также готов оказать посильную помощь семьям погибших и пострадавших. Кроме этого, как заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, каждой семье будет оказана помощь и содействие исходя из индивидуальных нужд. Напомним, что накануне вечером в город прибыл «груз 200» с 14 погибшими в теракте,12 из которых - петербуржцы. Первые похороны (главы Росрезерва Бориса Евстратникова) должны были состояться уже сегодня на Серафимовском кладбище, но перенесены на 1 декабря. В тот же день на Никольском кладбище состоятся похороны погибшего главы Росавтодора Сергея Тарасова.
Эксперты рынка страхования, опрошенные «Фонтанкой», солидарны во мнении, что компенсация пострадавшим в размере 12 тысяч рублей — это, мягко говоря, несерьёзная сумма. Однако причины столь низкой оценки здоровья пассажиров назывались разные.
«ЖАСО» выполняет свои обязательства в полном соответствии со своими обязательствами и нормативными документами. А вот почему лимит страхового покрытия на железнодорожном (а также автомобильном) транспорте столь низок — это вопрос к Минтрансу, правительству и Госдуме. Ведь до сих пор в нашей стране не разработаны унифицированные лимиты для всех видов перевозок. Для авиаперевозок лимит компенсаций недавно подняли до 2 млн. рублей, а вот пассажиры, передвигающиеся по елезным и автомобильным дорогам в результате выглядят людьми второго сорта», - считает президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-запада Евгений Дубенский.
«Связь между «ЖАСО» и РЖД, я думаю, очевидна. И при таких объёмах перевозок монополиста даже страховой сбор в 2,3 рубля с билета составляет внушительную сумму. Так что компенсация пассажирам могла бы быть гораздо больше этой смехотворной суммы (которая даже не покрывает минимальных расходов на лечение), при этом прибыль страховой компаниb всё равно осталась бы весьма значительной. На Западе компенсации пассажирам на несколько порядков превышают наши», - говорит генеральный директор петербургского филиала «Первой страховой компании» Валентин Смышляев.
Павел Гинёв, Александра Медведева, "Фонтанка.ру"