Сейчас

+13˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+13˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 14

0 м/с, штиль

770мм

88%

Подробнее

Пробки

1/10

Катастрофа по нормативам

694
ПоделитьсяПоделиться

Железнодорожная катастрофа, унесшая три десятка жизней, отчетливо показала — к внештатным ситуациям в нашей стране не готовы. Помощь к месту аварии прибыла через два часа, машины скорой появились через три. Пассажиры и бригада поезда оказались предоставлены сами себе. Какие выводы сделало руководство железной дороги из произошедшего, выясняла «Фонтанка».

О том, что пострадавших могло быть гораздо меньше, говорят все. Если бы людям вовремя оказали помощь, если бы хватало лекарств, если бы вагоны были иной конструкции — люди пострадали не от самого взрыва, а в результате схода поезда с рельсов. Понятно, что обеспечить все больницы Тверской и Новгородской области медикаментами или починить дороги, чтобы скорые могли вовремя добираться к месту происшествия, задача в ближайшее время невыполнимая. Но, похоже, что и остальные факторы риска никто не собирается уменьшать.

«Российские железные дороги» своей вины в случившемся не видят. «Это не катастрофа, а терроризм! При чем тут мы? - заявили в пресс-службе РЖД корреспонденту «Фонтанки». - Обеспечивать безопасность железной дороги — не наша задача. За такими вещами следит МЧС и ФСБ, первую помощь организует скорая. А мы отвечаем только за состояние подвижного состава и дорожной инфраструктуры».

Претензий к вагонам «Невского экспресса» в РЖД не принимают. «Состав был оборудован по нормативам, которые разработало Министерство путей сообщения, - заявляют в этой компании. - Никаких ремней безопасности в нем не предусмотрено, поскольку «Невский экспресс» не относится к скоростным поездам, максимальная его скорость 200 километров в час. А почему кресла слетели и столько жертв — спрашивайте у производителя».

«У нас абсолютно надежные вагоны, - заявили на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ), где и был построен «Невский экспресс». - Лучшее тому доказательство — то, что два года назад при похожей катастрофе люди таких страшных травм не получили». Ответить на вопрос, почему же в этот раз надежный, соответствующий всем нормативам и доказавший свою прочность, поезд превратился в «машину смерти», производители пока не могут. «Сейчас наши специалисты находятся на месте происшествия, разбираются в причинах, - пояснили на ТВЗ. - О каких-то выводах говорить рано».

Говорить о сделанных выводах, похоже, не приходится. Ремней безопасности не предусмотрено и на «Сапсане», чья скорость превышает скорость «Невского экспресса». «На западных поездах такая мера не применяется, там нигде не пристегиваются», - поясняют в РЖД, забывая о том, что конструкция вагонов и расположение кресел в поездах европейских стран совсем иные.

Не улучшится и ситуация с медицинской помощью. «В «Невском экспрессе» было две аптечки — столько, сколько положено по нормативам, - сообщают в РЖД. - А нормы нам устанавливает МПС, и мы не вправе их менять. Вот если выйдет приказ комплектовать поезда иначе, тогда будем». Пока, насколько известно «Фонтанке», никаких распоряжений об улучшении медицинского оснащения поездов не поступало, поэтому «Невский экспресс» вновь отправился в путь, снабженный перевязочными материалами, йодом, «сердечными каплями», успокаивающими и противоаллергическими препаратами. «Это — то, что может понадобиться в дороге, - полагают в руководстве РЖД. - А для всего остального есть скорая».

Вопрос о том, какие меры предприняты для того, чтобы снизить количество жертв в случае возможного повторения катастрофы, поставил ОАО «Российские железнодорожные дороги» в тупик. «Это же был терроризм. Семь килограммов тротила! Как это можно предусмотреть и что-то заранее предпринять?! - возмутились в пресс-службе этой уважаемой компании. - А все, что от нас зависит, мы сделали».

Не знают о каких-либо новшествах и на Октябрьской железной дороге. «Пока нам ничего не говорили, - сообщили в пресс-службе ОЖД. - Есть только официальный ответ, что после 12 августа 2007 года был предпринят ряд мер, направленных на усиление безопасности пассажиров».

Напомним, в августе 2007-го, сразу после ЧП, исполняющий обязанности начальника ОЖД Анатолий Краснощек заявил о необходимости усилить охрану железной дороги, связывающей две столицы: «вместо прежних трех проверяющих на каждые пять километров пути будет пять, а то и шесть человек». Более того, он заявил о намерении ОЖД поставить свои объекты под постоянное спутниковое наблюдение. Судя по обстоятельствам катастрофы 2009 года, намерения остались на уровне обещаний.

По печальной иронии судьбы именно сегодня, в день, когда начали хоронить жертв «Невского экспресса», свой юбилей - 200-й день рождения, на самом высоком уровне отмечает старейший железнодорожный вуз страны — Институт путей сообщения. В Юсуповском дворце на Фонтанке произносились торжественные речи, много говорилось о величии отрасли и о грядущем развитии высокоскоростных магистралей. Словосочетание «Невский экспресс» не прозвучало ни разу.

Справка: катастрофы европейских скоростных поездов

14 декабря 1992 года: TGV 920, следовавший из Анси в Париж, сошёл с рельсов на скорости 270 км/ч при проезде станции Mâcon-Loché. Причиной аварии стало сработавшее экстренное торможение, вызвавшее блокировку колёс. В результате одна из тележек сошла с рельсов на стрелке при въезде на станцию. В самом поезде никто не пострадал, но 25 пассажиров, стоявших на платформе и ждавших другой TGV, получили синяки и ссадины от града камней, вылетевших из гравийной подушки.

21 декабря 1993 года: TGV 7150, следовавший из Валансьена в Париж, сошёл с рельсов на скорости 300 км/ч на том месте, где сейчас располагается станция Haute-Picardie. Незадолго до этого дожди размыли железнодорожное полотно, и на поверхности открылась воронка от снаряда, оставшаяся ещё со времён Первой мировой войны, которую не заметили при строительстве. С рельсов сошли передний головной и четыре пассажирских вагона, но ни один из них не опрокинулся. Один человек получил лёгкие ушибы.

5 июня 2000 года: Eurostar 9072, следовавший из Парижа в Лондон, сошёл с рельсов на скорости 250 км/ч в регионе Север — Па-де-Кале около Кроисилье. Во время движения разрушилась тяговая передача задней тележки переднего головного вагона, и детали начали сыпаться на путь. В результате с рельсов сошли четыре тележки. Семь человек получили ушибы. Всего в поезде находился 501 пассажир.

Крупнейшая железнодорожная катастрофа в Германии произошла 3 июня 1998 года близ местечка Эшеде. На скорости в 200 км/ч состав врезался в бетонный мост, унеся жизни 101 человека. После этой трагедии весь технический парк скоростных поездов страны был полностью обновлен.

Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close