На обеспечение безопасности железнодорожных перевозок между двумя столицами в ближайшие годы будет потрачено около 3 млрд рублей. Все 650 километров ж/д полотна будут просматриваться видеокамерами, увеличится количество охранников и пунктов мониторинга. Состояние дороги и сейчас не должно вызывать опасений у пассажиров — уверены в ОЖД.
Сразу три представителя Октябрьской железной дороги 3 декабря убеждали журналистов, что скоростной поезд № 166 потерпел крушение в результате взрыва и никак иначе. Сомнения в надлежащем состоянии путей менеджмент монополиста считает не более чем домыслами - дефекты рельса на данном участке дороги попросту невозможны. В качестве доказательств своей правоты высокопоставленные железнодорожники предъявили фотороботы 4 человек, которые могут быть причастны к теракту. Хотя обычно распространение фотороботов входит в компетенцию совсем другой структуры.
«У нас здесь установлена мощная диагностическая аппаратура. Она сигнализирует не только об отказе какой-то составной части инфраструктуры, но даже о предотказном состоянии», - пояснил главный ревизор по безопасности движения ОЖД Валерий Танаев. «Все устройства прошли необходимую сертификацию и работали как надо. Никакого разрыва рельса быть не могло — система просигнализировала бы заранее», - подтвердил заместитель начальника ОЖД по кадрам Владимир Одинцов.
Впрочем, как выяснилось, самих железнодорожников к месту катастрофы близко не подпускали. По заверениям начальника Октябрьского регионального центра безопасности — подразделения РЖД - Павла Сазонова, не пустили в оцепленный район даже главу РЖД Владимира Якунина. Уверенность представителей монополиста базируется исключительно на выводах следователей. «Есть заключение экспертов, что это теракт. Есть воронка, разрыв рельса. Наконец, второй взрыв — всё свидетельствует об этом», - подчеркнул Сазонов.
При этом большинство вопросов представителей СМИ так и осталось без ответов. Почему взрывное устройство не сработало при проходе «Сапсана» получасом раньше «Невского экспресса», если, по данным следствия, оно действовало по принципу «растяжки»? Почему воронка от взрыва образца 2009 года оказалась идентичной воронке 2007 года, если мощность взрыва два года назад была втрое меньше? Каким образом можно было «прозевать» наличие второго взрывного устройства всего в нескольких метрах от первого? Несоответствия с официальной версией крушения в ОЖД прокомментировать не смогли, ссылаясь на то, что «эти вопросы не к нам».
Зато стало ясно, как руководство РЖД собирается бороться с терроризмом в будущем — рецепт был подсмотрен у коллег из Франции, Германии и Испании. Железная дорога Москва-Петербург будет оборудована системой тотального видеонаблюдения. Видеокамеры и тепловизоры установят таким образом, чтобы можно было просматривать все 650 километров трассы, об этом журналистам сообщил Павел Сазонов. По его словам, на эти цели будет потрачено 3 миллиарда рублей. В настоящий момент идёт подготовка проекта, работы по установке камер начнутся в будущем году. В первую очередь ими оборудуют платформы, тяговые подстанции и переправы. Вдоль путей будут оборудованы модули и опорные пункты сотрудников милиции, которые по мониторам будут вести наблюдение в режиме онлайн. Полностью проект будет реализован не позднее, чем через 5 лет.
По словам представителей ОЖД, работы по усилению безопасности перевозок начались ещё после первого подрыва «Невского экспресса» в августе 2007 года. «Было увеличено количество групп патрулирования железнодорожных путей. Проинструктированы все работники РЖД, велась работа с местным населением о повышении бдительности. Просто как раз тот участок, где в пятницу произошла эта трагедия, не был особенно криминогенным, поэтому туда охранники добирались редко», - объяснил Павел Сазонов.
При этом ещё два месяца назад в ОЖД, судя по всему, ещё не задумывались об установке видеокамер. По крайней мере, начальник ОЖД Виктор Степов на вопрос корреспондента «Фонтанки»: «Будет ли усилена охрана дороги в связи с похищением электрического кабеля?» - ответил, что таких мероприятий не планируется, так как «через каждые 100 метров охранника не поставишь». Европейский опыт, вероятно, тогда изучить ещё не успели.
Павел Гинёв,
Фонтанка.ру
Поделиться