Ирландская низкобюджетная авиакомпания Ryanair объявила о своих планах по использованию аэропорта финского города Лаппеенранта для регулярного сообщения с крупными европейскими городами. Начнут с двух рейсов в неделю в Дюссельдорф. Судя по заявленной стоимости билетов, конкурировать с финскими соседями аэропорту «Пулково» будет не «сложно», а «очень сложно».
Первого апреля стартует регулярное авиасообщение между ближайшим к нам финским городом (25 километров от российской границы, 60 — от Выборга и 210 — от Петербурга) и немецким аэропортом Weeze (к Дюссельдорфу он приписан лишь номинально, находясь в 70 километрах от него, до голландского Эйндховена ехать чуть ближе). Для начала ирландский дискаунтер запланировал два рейса туда (и столько же обратно) по четвергам и воскресеньям. Вполне очевидно, что в авиакомпании рассчитывают формировать пассажиропоток в основном из жителей Северо-Запада России, а не 70-тысячного населения Лаппеенранты. Вероятно, в случае хорошей заполняемости пилотного рейса последует расширение географии полётов из приграничного города.
Пока оттуда летают лишь 2 низкобюджетных авиаперевозчика (другое название - лоу-костеры) — Fly Lappeenranta и AirBaltic. Однако рейсы в Ригу и Таллин не слишком интересуют петербуржцев, учитывая, что до прибалтийских столиц легко добраться на автомобиле, автобусе или по железной дороге.
Уже сейчас на первый рейс Лаппеенранта — Дюссельдорф можно приобрести билеты через сайт авиакомпании (собственно, другим способом их вообще не купить). Минимальная заявленная стоимость — 27 евро (около 1200 рублей) туда и обратно (если вылетать 1 апреля и возвращаться спустя неделю). Правда, следует учитывать, что в Ryanair буквально за каждую дополнительную услугу следует доплачивать отдельно. Например, за сдачу в багаж одного чемодана — 15 евро. Кроме того, оплата билета картой Visa или Mastercard автоматически добавляет к цене ещё 10 евро. Таким образом, стоимость билета для пассажира с чемоданом составит 67 евро (то есть примерно 3000 рублей по нынешнему курсу).
Разумеется, до Финляндии нужно ещё добираться, однако сделать это можно без труда всего за 500 рублей — столько стоит билет на автобус в одну сторону. Парковка автомобиля возле аэропорта обойдётся в 4 евро в день. Кроме того, в конце 2010 года планируется запуск скоростного сообщения Петербург-Хельсинки с остановкой в Лаппеенранте. Сейчас добраться до этого города по железной дороге можно за 1200 рублей. Не следует забывать, что для того, чтобы добраться из аэропорта Weeze в Дюссельдорф тоже придётся потратится — билет на автобус стоит 14 евро для взрослого и 7 — для ребёнка.
Но даже при этом предложение Ryanair заметно выгоднее, чем аналогичные перелёты из «Пулково». ГТК «Россия» предлагает отправиться в тот же Дюссельдорф и вернуться в Петербург в те же сроки за 7870 рублей, компанией AirBerlin можно полететь, заплатив 7200 в российской валюте, а AirBaltic возьмёт с каждого пассажира 6500 рублей, причём лететь и туда, и обратно придётся транзитом через Ригу. Справедливости ради отметим, что дополнительных денег за багаж названные компании не берут и пользуются услугами главного аэропорта Дюссельдорфа, расположенного гораздо удобнее, чем Weeze.
Кстати, до Дюссельдорфа из аэропорта добираться придётся около часа, а из Петербурга до Лаппеенранты — не меньше трёх, и это в том случае, если удастся избежать пробок на границе. Таким образом, в обмен на дешевизну придётся заплатить минимум 4 часами дополнительного потраченного времени.
Кроме того, в связи с ценовой политикой авиакомпаний-дискаунтеров, стоимость билета тем выше, чем быстрее требуется лететь. Поэтому, зачастую, за неделю-две (а иногда и за месяц) до даты вылета ценовое предложение традиционных авиаперевозчиков не слишком отличается от низкобюджетных. Кроме того, уровень сервиса у лоу-костеров минимальный. Например, тот же Ryanair для удешевления полётов хочет отказаться от противобликовых окон, подлокотников и карманов на сиденьях, а также сделать платным использование бортовых туалетов. Уже звучат предложения некоторых владельцев низкобюджетных компаний изменить правила перевозки пассажиров, разрешив перевозить людей стоя. Это может существенно снизить стоимость перелётов, считают они.
Петербургу же, скорее всего, ждать прихода полноценных дискаунтеров в «Пулково» в ближайшее время не стоит. Смольный ещё летом поддержал предложение генерального директора ГТК «Россия» Романа Пахомова о создании некоторых преференций базовому авиаперевозчику Северной столицы, связанных с недопущением низкобюджетных конкурентов в Петербург. Хотя у немецкой компании Fraport, взявшейся управлять аэорпортом, по этому поводу другая позиция. Что же касается уже летающих из «Пулково» дискаунтеров, то их ценовая политика диктуется из Москвы и уменьшить расценки они не могут, даже если очень захотят. При этом дополнительные сборы «Пулково» являются столь неоднозначными, что на днях вызвали недовольство ФАС.
Даже появление явного конкурента, способного оттянуть существенное количество пассажиров из «Пулково», не способно изменить текущие расценки отечественных авиакомпаний, считают эксперты.
«Радикального изменения цен не будет потому, что наши перевозчики и так работают на грани (и даже за гранью) рентабельности и снижать цены просто не могут. Это происходит, в частности, потому, что зарубежные авиакомпании не платят НДС, таможенные пошлины при покупке самолёта (они могут составлять до 40% его стоимости), а зарплаты пилотов у нас подчас выше, чем в Европе», - говорит главный эксперт отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Павел Гинёв, «Фонтанка.ру»