По итогам 2009 года Россия займёт второе место в мире по генерации несанкционированной рекламы - спама. За последний год для рекламы вдвое чаще стали использовать в качестве рекламоносителя SMS. Причём значительный вклад в это сомнительное занятие вносят сами сотовые операторы.
По данным Лаборатории Касперского, по итогам 2009 года Россия займёт второе место в мире по генерации несанкционированной рекламы - спама. Эксперты отмечают, что за последний год для рекламы вдвое чаще стали использовать в качестве рекламоносителя SMS. Причём значительный вклад в это сомнительное занятие вносят сами сотовые операторы. По уверениям их руководства — в полном соответствии с пожеланиями абонентов.
«Номер +79ххххххх. Вы претендент для розыгрыша приза нашей компании. Для регистрации отправьте SMS на данный короткий номер. Цена 35 руб.», - такое, или приблизительно такое, сообщение, скорее всего, успел получить каждый петербуржец, владеющий мобильным телефоном. Например, «Мегафон» регулярно напоминает своим абонентам о возможности выиграть миллионы рублей в корпоративной лотерее. В день могут приходить по 2-3 подобных SMS.
«Фонтанка» выяснила, что остановить поток спама можно достаточно легко — нужно просто позвонить в службу поддержки и попросить об этом оператора. Правда, сначала тот предложил отключить лишь информационную рассылку о лотерее, оставив возможность «получать свежие новости о нашей компании». Решив, что ничто не мешает оператору через неделю организовать новый розыгрыш и вновь радостно оповещать об этом, корреспондент «Фонтанки» попросил отключить ненужную услугу совсем. Это было сделано, правда, в результате до пункта назначения теперь не доходят и сообщения, посланные через шлюз портала «Мегафона» (то есть через Интернет, а не с помощью мобильного телефона), что в планы, в общем-то, не входило.
При этом в компании уверяют, что рекламные сообщения направляются абонентам согласно их же просьбе, и ни о каком нарушении действующего законодательства не может быть и речи. «Согласно п. 13.6 условий абонент соглашается на весь срок действия Договора на получение рекламы при использовании подвижной связи, услуг по передаче данных и телематических услуг связи. Подписание Договора на оказание услуг связи Абонентом считается предварительным его согласием на получение рекламы», - говорится в официальном сообщении на сайте оператора.
В свою очередь, МТС, также не упускающий случая проинформировать своих клиентов о возможности немедленно что-нибудь выиграть, ссылается на «правила оказания услуг подвижной связи», утвержденные правительством РФ. «Согласно п.12 этих правил, мы вправе направлять абоненту информацию о новых тарифах и услугах. Таким образом МТС проводит SMS-информирование абонентов о новых услугах оператора. Согласие на информирование абонент дает при подписании абонентского договора с МТС», - подчеркнула пресс-служба компании. Схожее мнение обнаружилось и у представителей ещё одного участника «большой тройки» - «Билайна».
Изучив условия договоров на предоставление услуг мобильной связи всех операторов Петербурга, «Фонтанка» убедилась, что такой пункт действительно присутствует во всех документах. Впрочем, есть любопытный нюанс: полный вариант договора потребителю выдают лишь если он попросил это сделать. Например, при подключении вне офисов операторов клиентам выдают только небольшой квиток. Так, при подключении к «Билайну» у одного из дилеров сотруднику «Фонтанки» вручили квиток, где, в частности, было упомянуто, что «договор утверждён 23 марта 2009 года... текст договора клиентом получен... условия прочитаны, и с изложенным клиент согласен». При этом сам текст договора выдан так и не был.
Юрист Алексей Бураков подтвердил «Фонтанке», что никакого нарушения закона в данном случае нет. «Если клиент поставил подпись под словами, что он получил договор, то доказать, что ему на самом деле его не выдали, будет невозможно. А если в договоре имеется пункт об «информировании клиента», то закон о рекламе не нарушается (разумеется, если спам вам действительно отключат по первому требованию). И, уж тем более, ни о каком мошенничестве речи не идёт. Вот если вам подключают услугу, о которой вы не просили, и берут за это деньги, то в этом случае вы вправе обращаться в суд — налицо навязанная клиенту услуга, что запрещено законом», - говорит он.
В собственных офисах операторов с текстом договора можно предварительно ознакомиться. Правда, все они утверждены сравнительно недавно. Зато в документе, подписанном автором этих строк с компанией «Северо-Западный GSM» (предшественник «Мегафона») 8 лет назад, ни о каком праве присылать клиенту собственную рекламу не сказано. Это и не удивительно, ведь в начале века о существовании мобильного спама неспециалисты даже не подозревали. При этом никаких других договоров с этим оператором корреспондент «Фонтанки» не подписывал, а условия оказания услуг связи «Мегафон» утвердил и опубликовал лишь 21 сентября 2009 года. В этих условиях действительно содержится пункт о рекламе.
Кстати, в Финляндии и на Филиппинах мобильный спам официально признан административным преступлением, введение такой нормы планируется в ближайшее время и в Соединённых Штатах. Теперь по закону в этих странах мобильный спам считается вторжением в личную жизнь абонента. Ответственность за это деяние - штраф, а в особо опасных случаях - до шести месяцев лишения свободы.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"