Снегопад и его последствия стали предметом обсуждения на заседании правительства Петербурга. Чиновники признали, что проблемы есть, отметив, что ситуация не эксклюзивная — сейчас пол-Европы в таком положении. Городские службы будут стараться, но и горожане должны проявить солидарность — не мешать убирать улицы, а то и вовсе отказываться от поездок на личном транспорте. Корреспондент "Фонтанки" побывал в рейде с дорожниками, а потом проехал по городу уже без них.
На заседании правительства глава КБДХ Борис Мурашов сообщил, что 21 декабря в городе выпало 10 сантиметров осадков. Выпавший снег еще два дня будут вывозить из города. А с 23 по 25 декабря в городе ожидается не менее 15 см снега. Петербургу нужны будут 1,5 тысячи единиц техники. Город в связи с этим привлекает подрядные организации.
«Вчера было много недовольных, но это не эксклюзивная ситуация. Даже тоннель под Ла-Маншем не работает. Коммунальщиков есть за что ругать, но в то же время население должно с пониманием относиться. Никто не придумал технологий по уборке снега, когда он идет в течение суток. Если нет жесткой необходимости, рекомендую воздержаться от выезда на автомобиле. Еще просьба к парковкам: очень трудно убирать улицы при припаркованном транспорте», - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, отметив, что в таких ситуациях должны работать все — в том числе и ГИБДД: инспекторы должны быть на посту и помогать «разруливать» дорожные ситуации.
Вызывает интерес: как у них дороги чистят — или с солью, или без?
«Фонтанка» проанализировала дорожный коллапс и пришла к выводу, что причина, по которой город оказался в блокаде, банальна – в Петербурге просто нет единой инструкции для всех служб на случай подобного снегопада. Кроме того, тысячи автовладельцев, несмотря на сугробы, отказываются пересаживаться на общественный транспорт. А ГИБДД проявляет полную пассивность, не справляясь со своими прямыми функциями регулирования движения. Просто вопиющая ситуация сложилась 21 декабря на Центральной дуговой магистрали Народная-Ивановская-Славы, где вопреки существующим схемам движения грузового транспорта сотрудники ГИБДД пропускали большегрузы на Володарский мост и Невский путепровод. Многотонные машины скользили на подъёмах и не могли взобраться на переправу. Их выносило на встречную полосу, но сотрудники дорожной милиции продолжали пропускать всё новые и новые фуры. Сложилась парадоксальная ситуация – сам Невский путепровод был свободен от машин, а все подъезды забиты. Уборочная техника, коей наблюдалось очень мало, стояла в этих же заторах. В результате стояли все. Аналогичная ситуация сложилась на Цимбалинском путепроводе, где буквально накануне появились свеженькие знаки, запрещающие проезд грузовикам.
Однако почему там, где хоть какое-то движение есть, дорожные службы не способны расчистить дорогу? Ответ прост – дорожники уже давно не убирают снег – они его плавят. Причём в отличие от Москвы плавят не в специальных плавильных печах или коллекторах глубокого залегания, а на месте - с помощью соли и реагентов. Машины с плугом и щётками двигаются с поднятым инструментом, а работает лишь разбрасыватель песко-соляной смеси. Именно она создаёт ту самую неповторимую жижу, которая и не замерзает, и с дороги не стекает. Смыть её со стекла бывает очень сложно, поскольку она смешивается со смазочными материалами и продуктами износа покрышек, которых в такую погоду становится ещё больше из-за пробуксовки. Так называемую щадящую технологию применяют лишь в Пушкине, где снег не сдабривают соляным раствором, а счищают, сведя применение антигололёдных смесей к минимуму.
Между тем, во всём мире технология уборки заключается, прежде всего, в чистке дорожного покрытия от снега, а затем уже применении антигололёдных компонентов. В нашем городе по любому поводу первыми на дороги выходят распределители смесей. А уже ночью на улицах появляется уборочная техника, которая счищает и снег, и разбросанную днём соль. Больше всего дорожникам нравится убирать большие площади, вроде Дворцовой, Пролетарской Диктатуры или у Мариинского дворца. Снега с такой территории много, а припаркованные машины не мешают. Да и на результат любо-дорого посмотреть. Из окон того же Смольного или Мариинского дворца...
На словах...
Сотрудники коммунальных служб критику воспринимают стоически. И пытаются объяснить, что «не виноватые они». Даже путем наглядной агитации, пригласив в ночной рейд журналистов. По словам руководителя ГУ «Центр комплексного благоустройства» Сергея Булаха, основные силы уборочной техники выходят на дороги именно вечером. Сначала машины счищают снег с проезжей части, а затем его грузят в самосвалы и вывозят на снегосвалку. Закупленные в прошлом году плавильные печи пока не применяют. Их планируют запустить только 24-25 декабря. Печи могут обрабатывать только чистый снег. Что мешает загружать в них уже сегодня собранный с обочин и ещё пока относительно чистый, не засоленный, снег – осталось непонятным. Впрочем, по версии дорожников, пока все снегосвалки пусты, им выгоднее снег вывозить туда.
Основной проблемой сотрудники КБДХ называют интенсивное движение транспорта, несоблюдение правил чётных и нечётных дней парковки на улице. Из-за этого в дневное время убирать город практически невозможно. Спецтехника как сама попадает в заторы, так и создаёт дополнительные. Всего по нормативам на уборку дорог, в зависимости от класса, отводится до 3-х суток с момента прекращения снегопада. Если снег будет идти непрерывно, то отсчёт часа Х не начнётся. Между тем, новый глава КБДХ Борис Мурашов сократил норматив на одни сутки, и сейчас перед дорожниками стоит задача в 24 часа очистить дороги категорий «ВК» и «А» от снега. Только после этого они примутся за остальные магистрали. Всего в ночь на 22 декабря на вывоз снега должно было выйти 90 погрузчиков и около 300 самосвалов.
Среди проблем дорожников можно назвать устаревшую технику — о чем на правительстве также сказал Мурашов. Уборочные машины КДМ-130 не отличаются экономичностью, поскольку построены на базе шасси ЗИЛ, и расход топлива в режиме подметания и сдвига снега может возрастать до 80 литров на 100 километров. И это не дешёвая солярка. Достаточно много потребляют и КамАЗы, которые также стоят сегодня на вооружении спецтранса. Тем не менее, начались закупки импортной уборочной техники, например, самосвалов «Скания» и уборочных автомобилей «Вольво», но когда парк обновится полностью - сказать сложно. Для уборки тротуаров недавно поступила новая партия немецких «Мультикаров», которые могут лавировать между рекламными тумбами и мачтами освещения.
На деле
Идеальная картина уборки города от снега встречала журналистов на Московском проспекте. Сразу в нескольких местах трудилось до двух десятков единиц различной уборочной техники. С одной стороны Московских ворот снег ещё только сгребали с дороги, а с другой его уже грузили в самосвалы и обрабатывали очищенные тротуары. Однако «Фонтанка» не могла не проверить, как обстоят дела с уборкой в других районах города.
0:00 Лиговского проспекта от Московского проспекта до Расстанной улицы щетка снегоуборочной техники не касалась.
0:10 Днепропетровскую улицу расчищает одна машина с плугом и щёткой.
0:15 Нефтяная дорога, Глухоозёрское шоссе, набережная Обводного канала – ни одной единицы техники. Плотный снежный наст.
0:25 Окрестности моста Александра Невского – работает два трактора.
0:30 Малоохтинская набережная, Свердловская набережная – навстречу попался один грейдер. Дорога покрыта плотным снежным настом.
0:35 Пискарёвский проспект – уборочной техники нет. Дорога покрыта плотным слоем снега.
0:45 Улица Руставели - дорогу немного раскатали машины. Следов уборочной техники не обнаружено.
0:50 Северный проспект - дорожной техники и следов её работы не замечено.
0:55 Светлановский проспект, Светлановская площадь. Дорога покрыта плотным снежным настом. Уборочной техники нет.
1:00 Проспект Энгельса. Уборочной техники и следов её работы от Светлановской площади до Кантемировской улицы нет.
1:05 Кантемировская улица до Кантемировского моста не убрана. Техники не видно.
1:07 Кантемировский мост – покрытие обработано антигололёдной смесью, от снега очищены только два левых ряда. Правый завален счищенным снегом.
1:10 Проспект Медиков, Большой проспект ПС – очищены от снега и обработаны солью.
1:15 Тучков мост, Тучкова дамба – очищены только тротуары. Техники не видно.
1:17 1-ая и Кадетская линии – очищена проезжая часть и посыпана солью.
1:20 Университетская набережная, Дворцовый мост, Адмиралтейский проспект - очищены от снега, идёт погрузка. Работает до 15-17 единиц техники.
1:25 Исаакиевская площадь и Синий мост очищены от снега и обработаны солью. Переулок Антоненко даже не тронут. Заканчивается обработка тротуаров на площади. Работает две единицы техники.
1:35 Дворцовая площадь вычищена до брусчатки. Снег сформирован в бруствер. Техники нет.
1:45 Невский проспект – идёт погрузка снега. Дорожное покрытие обработано солью. Работает до 10 единиц техники.
1:50 Улица Маяковского от Невского проспекта до Кирочной даже не тронута.
1:55 Проспект Чернышевского покрыт толстым слоем снега, в котором прокатана колея. Машина черпает днищем по снегу.
2:00 Шпалерная улица, площадь Пролетарской Диктатуры – вычищены до блеска. Работает до десяти единиц техники, идёт погрузка оставшегося немногочисленного снега.
2:02 Суворовский проспект вычищен и покрыт антиголёдными реагентами.
2:04 Греческий проспект слегка очищен от снега, работает одна уборочная машина.
2:07 Лиговский проспект от 2-ой Советской до Расстанной улицы слегка очищен от снега. Обработки солью не производилось. Тротуары грязные. Техники нет.
2:10 Днепропетровская улица – снег сдвинут на обочины, но дорожное покрытие не обработано.
2:15 Бухарестская улица от Волковского проспекта до улицы Турку – следов уборочной техники не замечено.
2:20 В районе улицы Белы Куна замечен распределитель соляной смеси. Очистка покрытия от снега перед обработкой не производилась.
2:22 От улицы Турку до проспекта Славы наблюдается результат работы снегоотбрасывателя. Однако дорожное покрытие отвратительно отчищено от снега.
2:25 На проспекте Славы работает 3 единицы техники, осуществляющие погрузку снега. Дорожное покрытие очищено плохо, обработка солью не производилась. Невский путепровод и Володарский мост от снега не очищались вообще.
Практически на всех улицах движение транспорта было малоинтенсивным. Уборке дороги, кроме нескольких припаркованных машин, ничто не препятствовало. Ни одного эвакуатора, кроме компании «Питеравто», вывозившей сломавшуюся у Московских ворот маршрутку, замечено не было.
Делать вывод – читателям «Фонтанки». Времени предостаточно - в том числе в утренних пробках на магистралях, которые не вышли классом, чтобы быть очищенными в первую (и такую длинную) ночь после мощного снегопада.
Владимир Федоров,
Фонтанка.ру
Фото автора