Городские власти под Новый год исполнили свою мечту: оставили авиакомпанию ГТК «Россия» базовой в Петербурге. На прошедшем накануне совещании в федеральном правительстве было решено, что перевозчику выделят 3,9 миллиарда рублей. Петербург получит блок-пакет акций авиакомпании.
Об итогах совещания под председательством вице-премьера Игоря Шувалова сообщила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Глава города отметила, что денег, выделяемых ГТК федеральным бюджетом, хватит, чтобы спокойно работать в «низкий» сезон. Как сообщила губернатор, в ближайшее время Минтранс совместно с ГТК «Россия» должны сформулировать идеологию будущей «Росавиа» (объединенная авиакомпания, создаваемая на базе Ростехнологий; предполагалось, что в нее может войти ГТК). Однако, по мнению экспертов, решение оставить «Россию» в Петербурге фактически означает отказ от ее возможного включения в состав «Росавиа», одним из создателей которой должно стать правительство Москвы, а летной базой – аэропорт Внуково.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко еще раз отметила: правительство города считает, что компания должна базироваться в Петербурге. «Для нас главная задача — сохранить компанию, - отметила губернатор. - Она имеет свою историю и выполняет очень важные функции не только для Петербурга, но и для всего Северо-Запада».
Будет ли город принимать участие в финансировании компании, пока не понятно. Как сообщил вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, которого назначили главой наблюдательного совета авиакомпании, после акционирования ГТК городу достанутся не менее 25% + 1 акция. Таким образом, Петербург станет обладателем так называемого блок-пакета и сможет влиять на судьбоносные решения менеджмента перевозчика.
Как будут распределены остальные доли, пока не разглашается. Известно, что сам процесс акционирования должен быть завершен за 6-8 месяцев. Напомним, до июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности и ГТК полностью подчинялась Управлению делами президента РФ. 10 июля 2008 года было принято решение преобразовать ФГУП в ОАО и передать ценные бумаги «России» госкорпорации «Ростехнологии».
Возможно, процесс акционирования уже был бы закончен, но в дело вмешался кризис. Из-за падения объема перевозок у компании появились серьезные долги. В декабре текущего года топливозаправщик «Совэкс» выиграл первые иски к «России» на сумму 1,5 миллиарда рублей. Общий объем задолженности ГТК, по разным подсчетам, вдвое превышает эту сумму.
Продолжать деятельность ГТК «России» помог привлеченный кредит от ВТБ. Компании удалось занять у банка 2,5 миллиарда рублей. Авиаперевозчику также удалось начать программу обновления парка воздушных судов. Накануне ГТК представило общественности новый лайнер Ан-148, рассчитанный на перевозку 68 пассажиров на расстояние до 3,5 тысяч километров, который поступил в распоряжение компании на основании договора финансового лизинга с компанией «Ильюшин Финанс Ко.».
Кстати, в самой ГТК пока решение федерального правительства подробно не комментируют, хотя и признают, что в целом оценивают его положительно.
Справка:
Государственная транспортная компания «Россия» - крупнейшая авиакомпания и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. Базовые аэропорты ГТК «Россия» - Пулково и Внуково. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.
В 2008 году пассажирами компании стали 3,48 миллиона человек. ГТК «Россия» выполняет также рейсы специального назначения для высших должностных лиц, а также регулярные коммерческие, чартерные, грузовые и почтовые рейсы. В частности, в составе флота имеются воздушные судна, перевозящие президента, председателя правительства и министра иностранных дел.
Маша Могилевская, Фонтанка.ру
Фото: Александр Беленков